Аль-Джазира: Франция принимает жесткие меры в отношении просителей убежища из Чечни?

1

Валерия Коста-Кострицки

14 мая 2021 г.

Дело Магомеда Гадаева, которого в прошлом месяце насильно отправили в Россию, вызвало обеспокоенность у экспертов по правовым вопросам и правозащитных организаций.

Будучи ключевым свидетелем по редкому делу о похищении и пытках, возбужденному против чеченских властей, Магомед Гадаев бежал из России в 2010 году.

Он искал безопасности во Франции, но 9 апреля Франция депортировала этого 36-летнего чеченского просителя убежища.

В приказе о высылке, изданном министерством внутренних дел Франции 9 апреля — в день его депортации, — утверждалось, что Гадаев «имеет глубокие корни в радикальном чеченском исламистском движении» и «может совершить насильственные действия» на французской земле.

Его высылка была сочтена «неотложным делом».

Но правозащитные организации, в том числе Amnesty International, осудили этот шаг, заявив, что он нарушает международное право и подвергает Гадаева «высокому риску пыток».

После приземления в Москве он отправился в далекий сибирский город Новый Уренгой, где живет его брат.

Там он попросил защиты у полиции.

Но вместо этого Гадаева передали чеченским правоохранительным органам.

С тех пор чеченские власти, как сообщается, предъявили ему обвинение в незаконном хранении оружия после недавнего обыска в доме его отца, который он покинул 11 лет назад, и сейчас он находится в тюрьме в Чечне в ожидании суда.

«[Французское] министерство сделало все возможное, чтобы помешать мне подать апелляцию на это решение», — сказал Al Jazeera адвокат Гадаева Арно Тулуз, имея в виду ограниченное количество времени, которое ему было предоставлено для реакции на постановление о депортации.

До этого момента три французских суда постановили, что Гадаев не подлежит депортации в Россию.

Жена Гадаева Марет из Лиможа, где она живет с пятью детьми пары, сказала «Аль-Джазире»: «Я не могу поверить, что он в их руках. Я все думаю, что это какой-то страшный сон, что он снова войдет в комнату».

В настоящее время она ждет, чтобы узнать, могут ли она и ее дети остаться во Франции.

14 апреля, через пять дней после его депортации, несколько аккаунтов в Instagram, поддерживающих нынешнее руководство Чечни, разместили короткое видео с Гадаевым.

Некий голос просит Гадаева сказать, что он жив и не был избит. Гадаев делает и пытается улыбнуться.

‘Люди, которые дают показания, обычно не выживают’

Гадаев, воевавший против российских войск во время Второй чеченской войны, в конце 2009 года был незаконно заключен в подвале на базе ОМОНа в Чечне на четыре месяца — обычная практика, по словам Олега Орлова, члена правления российской общественной организации «Мемориал».

«Эти люди были готовы к смерти», — сказал он телеканалу «Аль-Джазира». «Их держали до тех пор, пока у них не отрастили бороды, чтобы их можно было расстрелять в горах как повстанцев».

Орлов считает, что обвинения, выдвинутые против Гадаева в Чечне, были сфабрикованы и что ему грозят пытки и длительный срок, если не смерть.

«Я боюсь, что [чеченские власти] сделают из него пример любому человеку, который осмелится говорить против них», — сказал он.

Родственники Ислама Умарпашева, заключенного вместе с Гадаевым, подали жалобу в Европейский суд по правам человека, и оба мужчины были освобождены в апреле 2010 года.

Затем Умарпашев подал жалобу в Следственный комитет России.

Как и большинство чеченцев, бежавших в Европу, Гадаев сначала попросил убежища в Польше, которое было предоставлено.

Но в декабре 2012 года, после получения угроз, он с семьей уехал во Францию ​​. Находясь во Франции он дал показания против чеченского спецназа.

«Люди, которые дают показания о пытках и называют имена людей, причастных к этому, обычно не выживают», — сказал Al Jazeera Адам Дервишев, чеченский беженец, проживающий во Франции.

Наглядным примером этого является то, что в 2006 году Умар Исраилов, бывший телохранитель чеченского лидера Рамзана Кадырова, и его отец подали жалобу в Европейский суд по правам человека на правительства России и Чечни.

Дело было закрыто после того, как Исраиловы скрылись. Умар Исраилов был убит в Вене в 2009 году.

Между тем, чеченские соискатели убежища сталкиваются с возрастающими трудностями при поиске убежища в Европе.

Польские пограничники обычно отказывают во въезде просителям убежища из Чечни на границе с Беларусью.

А в соответствии с Дублинским регламентом, правилом Европейского союза, который определяет государства, ответственные за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, третьи страны, такие как Австрия или Германия, начали отказывать в предоставлении убежища чеченцам, проехавшим через Польшу.

«Власти прилагают усилия, чтобы понять, у кого действительно есть основания для убежища, а у кого нет», — сказала Ольга Гулина, консультант по вопросам миграции из Берлина.

Она объяснила, что немецкие чиновники часто задают вопрос о внутреннем убежище в России.

«Почему внутреннее убежище не работает в стране с 11 часовыми поясами?» спрашивают они.

Меры ужесточаются после убийства С.Пати

Вскоре после прибытия во Францию ​​в 2012 году Гадаев был «fiché S» («занесен в реестр «С») — другими словами, правоохранительные органы отметили его как серьезную угрозу национальной безопасности, по словам его адвоката А.Тулуза.

Тулуз утверждал, что дело против его клиента в значительной степени опирается на так называемые «notes blanches», неподписанные и недатированные доклады, предоставленные французскими спецслужбами, в которых отмечалось, что Гадаев знал двух мужчин, подозреваемых в радикализации.

Но меры против лиц, внесенных в регистр «С», ужесточились после ужасного нападения средь бела дня на школьного учителя Самуэля Пати, который был убит и обезглавлен 18-летним чеченским беженцем Абдуллахом Анзоровым 16 октября 2020 года.

Двумя днями позже министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен объявил о депортации 231 иностранного гражданина, занесенного спецслужбами в реестр «С».

Через десять дней после этого убийства Дарманен вылетел в Россию, чтобы встретиться с министром внутренних дел России и обсудить вопросы депортации.

С тех пор Дарманен регулярно обновляет свой аккаунт в Twitter.

26 января он написал в Твиттере, что 113 из этих иностранных граждан покинули Францию, 83 помещены под домашний арест или в следственный изолятор, а 35 заключены в тюрьму.

На момент публикации этой статьи французское министерство внутренних дел не ответило на запрос Al Jazeera о комментарии.

В постановлении Министерства внутренних дел о выдворении Гадаева, которое видели журналисты «Аль-Джазира», говорится, что Гадаев был причастен к различным насильственным инцидентам, что он был осужден за нападение на свою бывшую жену в Бельгии и нанесение ударов кулаком кому-то в депортационном центре.

«Да, Гадаев был осужден в Бельгии после ожесточенного спора со своей сожительницей в 2017 году, четыре года назад. [МВД] внесло все, что смогло, в постановление о депортации,  вещи, которые не имеют никакого отношения к терроризму », — заявил Тулуз.

Адвокат добавил, что по приказу МВД после убийства Пати Гадаев был помещен в депортационную тюрьму в прошлом году, как и все лица из реестра «С», не имевшие вида на жительство.

Тулуз назвал обвинение, выдвинутое против Гадаева за насилие в отношении другого заключенного, способом продления срока содержания под стражей его клиента.

По закону срок задержания в депортационном центре не может превышать трех месяцев.

После этого Гадаев отбыл трехмесячный тюремный срок.

«Удар кулаком парня в депортационном центре не делает его террористом», — сказал адвокат.

Паскаль Шодо, возглавляющая Comité Tchétchénie, сказала, что видела около пяти досье чеченцев, занесенных в реестр «С», которые включали «notes blanches».

«Когда я увидел досье, я была поражена. В них описываются события без пояснений. «Такой-то человек встретил такого-то человека, о котором тоже есть отчет, в таком-то городе в такое-то время». После каждого такого описания ты думаешь: хорошо, есть ли что-нибудь еще?» — говорит она.

Заглядывая вперед, по словам Шамиля Албакова, официального представителя «Ассамблеи чеченцев Европы», соучредителем которой является Гадаев, еще больше чеченцев, внесенных в реестр «С», находятся под угрозой депортации.

«На данный момент у нас есть около 20 человек, которые были внесены в реестр «С», и им либо было отказано в убежище, либо их лишили статуса беженца», — сказал он «Аль-Джазире». «Некоторые из депортированных людей находятся в тюрьмах в Чечне по новым обвинениям, некоторые исчезли».

Другие европейские страны также депортируют чеченцев, что вызывает большие опасения у чеченских общин.

В декабре 2020 года представители чеченской дипспоры Австрии выразили протест против массовой депортации 27 граждан России.

По словам Хусейна Исханова, который возглавляет австрийскую организацию «Ичкерия», большинство этих депортированных составляли молодые люди чеченского происхождения, осужденные за мелкие преступление, такие как кража или хулиганство, отбывшие тюремный срок, в результате чего потерявшие статус беженца.

aljazeera.com

5 1 голос
Рейтинг статьи
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Zaur
Zaur
3 лет назад

Мотивы депортации без доказательств. Печальная реальность, касающаяся чеченских мигрантов. Спасибо большое всем кто освещает события с нарушением прав чеченцев. Низкий поклон вам.