Операция в Грозном в августе 1996 года

10

Cet article est disponible en Français (Французский)

24 года назад, 6 августа 1996 г. началось нападение чеченских вооружённых формирований на оккупационные российские силы в Грозном, а также Гудермесе и Аргуне, которое в итоге привело к переговорам и последующему выводу российских войск с территории Чеченской Республики Ичкерии.

5 Мая 1996 — Грозный — Центральный рынок

Эта операция получила название «Джихад», и была одной из подобных операций (так, в марте 1996 года примерно такая же операция была проведена в Грозном).   Приказ о проведении операции отдал президент ЧРИ Зелимхан Яндарбиев. Командовал операцией начальник генштаба ЧРИ Аслан Масхадов.

Численность чеченских подразделений по словам А. Масхадова составляла всего 850 человек (российские источники как обычно увеличивала её до 1500 и даже 6000 бойцов), вооружённых стрелковым оружием.

У российской стороны было численное превосходство (только у внутренних войск было 6000 военнослужащих), превосходство в бронетехнике и артиллерии, а также абсолютное господство в воздухе. Общее руководство федеральными силами осуществлял генерал-лейтенант Константин Пуликовский.

Чеченский бойцы не ставил своей целью захват или уничтожение всех городских объектов. Войдя в Грозный, они блокировал российские подразделения на блокпостах и в комендатурах, изолировав их друг от друга и деморализуя постоянным беспокоящим огнём. Российские СМИ (телеканал «Россия») сообщали по состоянию на 12 часов 6 августа о 5 сбитых в первой половине дня российских боевых вертолетах.

Чеченцы своими малыми силами смогли не только полностью парализовать все боеспособные части русских войск в городе, но и блокировать любые попытки оккупационного командования отбить Грозный, несмотря на то, что со стороны двух основных военных баз оккупантов Ханкалы и аэропорта имени Шейха Мансура российские генералы бросали в центр города все новые и новые бронеколонны и штурмовые отряды спецназа.

Были так же сорваны попытки русских войск пробиться в Грозный со стороны Гудермеса и других направлений. Подразделения чеченских бойцов провели несколько успешных засадных операций, после которых русские отказались от продвижения к чеченской столице.

В ходе двухнедельных боев за город к 850 бойцам присоединилось до 2 тысяч ополченцев.

В ответ на штурм города российские военнослужащие стали убивать мирных жителей, в том числе в других районах Чечни.

Так 7 августа 1996 года из Грозного по дороге на Шатой в сторону села Пригородное были расстреляны 2 автобуса и 2 легковые машины с беженцами. Около 13 часов российские вертолёты обстреляли ракетами автобусы. 22 человека были убиты, из них 6 детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Более 30 человек были ранены. Люди собирали на дороге разорванные на куски тела беженцев.

8 августа 1996 года на дорогу у села Комсомольское (Саади-Котар) сели 3 российских вертолёта. Высадившиеся из них солдаты остановили несколько машин с мирными жителями, вывели из них 18 мужчин и тут же, на глазах у женщин и детей, зарезали.

Из 18-ти зверски убитых 5 чеченцы, а 13 — турки-месхетинцы.

На подъезде к Грозному, в 7 км от города, российскими вертолётами была обстреляна машина с 6-ю иностранными журналистами — корреспондентами France Presse, IFA, WTN и Радио Свобода. Вертолёты расстреляли машину, несмотря на то, что на её лобовом стекле была крупная надпись ПРЕССА, хорошо заметная с воздуха. Журналисты чудом остались живы.

13 августа командующий российской группировкой Пуликовский объявил ультиматум, дав 48 часов чеченским бойцам для того, чтобы сдаться и мирным жителям чтобы покинуть город. (При этом многие мирные жители, пытавшиеся бежать из города, подвергались атакам российских войск). В противном случае по городу будет нанесён удар с применением тяжёлой артиллерии и авиации.

Чеченские вооружённые формирования не приняли ультиматум. Понимая, что тотальное уничтожение города означает гибель в том числе и тысяч российских военнослужащих и работников оккупационной администрации, блокированных на своих базах, российское политическое руководство было вынуждено отказаться от ультиматума и начать переговоры.

В Чечню прибыл секретарь  Совета Безопасности России отставной генерал Александр Лебедь, имевший особы полномочия. 31 августа в г. Хасавюрт А. Лебедем и начальником штаба ЧРИ А. Масхадовым были подписаны соглашения, которые прекратили Первую русско-чеченскую войну.

По российским данным в результате боёв в Грозном с 6 по 22 августа российские силы потеряли 2083 человека (494 убитыми, 1407 ранеными, 182 пропавшими без вести). На улицах города было сожжено 18 танков, 61 БМП, 8 БТР, 23 автомашины, было потеряно 3 вертолёта.   

Tergam.info

0 0 голос
Рейтинг статьи
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Арсен
Арсен
5 лет назад

Славная страница в истории Чеченцев! Огромная Россия была вынуждена пойти на переговоры с маленькой Чеченией.

Мохьмад
Мохьмад
5 лет назад

Славный день для чеченцев, удивление для мира, ну и позор для России, результатом я был доволен.

Трудяга
Трудяга
5 лет назад

Такой день, каждый день!

Рембо
Рембо
5 лет назад

Надеюсь ещё увидеть славный день независимости, когда Россия с позором покинит нашу родину.

Лэйла
Лэйла
5 лет назад

А будет перевод на фр ?

Ахтунг
Ахтунг
5 лет назад

Жалко что не помню этого события 😦

Заур
Заур
5 лет назад
Ответить на  Ахтунг

Почему не помнишь ?

Ахтунг
Ахтунг
5 лет назад
Ответить на  Заур

Мелкий был 🙂

Ризван
Ризван
5 лет назад

Да… Помню этот прекрасный день. Когда все мирные жители города радовались и приветствовали чеченских бойцов.
Даже не знаю как бы сегодня народ отреагировал на подобную операцию.

Теркхо
Теркхо
5 лет назад

В августе 96го чеченцы показали всему миру, что Россию можно победить в открытом бою. Грузинам и украинцам это должно стать уроком. Главное не бояться. Россия это пугало, которая может воевать только со слабыми и только самыми жестокими методами. И они и в Чечении одержали ВРЕМЕННУЮ победу только потому что превзошли в жестокости и подлости многих тиранов-захватчиков. Но время все расставит на свои места, Россия опять умоется кровавыми соплями.