
Права чеченских беженцев и соискателей убежища, поддерживающих Украину — включая чеченских активистов — подвергаются нападкам в Европе. Власти большинства европейских стран игнорируют тот факт, что современная Чечня, находящаяся под контролем России, превратилась в орвелловский кошмар, где человек может исчезнуть без следа только за то, что кто-то из его семьи осмелился критиковать Кремль или местные власти.
Несмотря на продолжающуюся войну России против Украины, несколько европейских стран продолжают депортировать чеченских соискателей убежища обратно в Чечню, где их ожидают пытки, унижения и смерть.
9 апреля Апелляционный суд Эстонии отказал в предоставлении убежища 64-летней чеченке Марьят Баталовой, заявив, что ей не угрожает «серьёзная или реальная опасность» на родине. Это дело вызвало такой резонанс, что о нём написали независимые русскоязычные СМИ, такие как «Вот Так» и The Insider.
История Баталовой — не просто частный случай. Она проливает свет на более широкие нарушения прав человека, которые терпят чеченские беженцы в Европейском союзе, пытаясь спастись от жестокости российской власти в Чечне.
Как и многие чеченцы, помнящие ужасы чеченских войн, Баталова выступала против войны России в Украине. В интервью «Вот Так» она рассказала, что её страдания начались после того, как она выступила против войны на похоронах молодого чеченца, отправленного на фронт.
«Почему вы позволяете им идти на войну?» — спросила она соседей. — «И чем ваши сыновья, воюющие в Украине, лучше российских солдат, которые приходили убивать нас в те две войны?»
Через несколько дней её похитили силовики. Её били полипропиленовыми трубами, пытали паяльником и электрошокером, угрожали изнасиловать бутылкой. Она потеряла сознание во время пыток и была освобождена только после того, как её родственники заплатили взятку в 350 000 рублей (около $4500).
Чтобы спасти свою жизнь, Марьят подала прошение о политическом убежище в Эстонии. Однако в январе ей было отказано, а теперь отклонена и апелляция.
Власти сочли её рассказ недостоверным — суд усомнился, что всего один антивоенный комментарий мог спровоцировать «настолько жестокую реакцию со стороны чеченских властей».
Баталовой запретили въезд в Шенгенскую зону на три года и приказали покинуть Эстонию, направившись в третью страну.
Это решение особенно тревожное, учитывая задокументированную жестокость правления России в Чечне. И, к сожалению, это не единичный случай.
«Мы наблюдаем тревожную тенденцию: чеченцев депортируют из Европы, несмотря на их открытую поддержку Украины и явное противостояние российскому режиму», — рассказала The Moscow Times правозащитница чеченской организации Vayfond Амина Ларссон. — «Многие из них участвовали в антивоенных демонстрациях, открыто высказывали пророссийские взгляды, отмежёвывались от политики Путина — но миграционные органы часто просто игнорируют эти факты».
Организация Vayfond занимается десятками дел чеченских беженцев и соискателей убежища в таких странах, как Австрия, Польша, Франция, Германия, Швеция, Хорватия и Эстония.
Некоторые депортации уже были осуществлены. Другие — на подходе: люди живут в постоянном страхе, уже получив отказы и находясь в процедурах выдворения. По словам Ларссон, это происходит на фоне растущих предубеждений и недоверия к чеченцам, что делает почти невозможным получение ими защиты в Европе.
«Это — отражение провала всей системы предоставления убежища, — говорит она. — Система, которая игнорирует политическое инакомыслие, реальные угрозы преследования и рискует отправить людей обратно к тем, против кого они выступили».
Я — украинский журналист и активист, сотрудничавший с антикремлёвской оппозицией в Санкт-Петербурге и Москве — в основном с белыми, славянскими россиянами. Я видел, как многие из них находили убежище в Европе. Но я ни разу не видел, чтобы кто-то из них сталкивался с такой несправедливостью, как мои чеченские коллеги и друзья. Хотя именно чеченцы часто занимают более жёсткие пророссийские позиции и сталкиваются с куда более серьёзными угрозами, включая месть их семьям.
Один из моих друзей-чеченских активистов (имя не указываю из соображений безопасности) однажды написал в Telegram, что Рамзан Кадыров — не законный лидер, а оккупант. После этого его родственников и друзей в Чечне начали преследовать и угрожать. Люди, связанные с местными властями, требовали сказать, когда он вернётся, чтобы его наказать.
Год назад его едва не депортировали из Германии в Россию, несмотря на активное участие в пророссийских инициативах. Его дело, как и многие другие, чуть не было отвергнуто немецкими миграционными службами.
«В Германии предвзятое отношение к чеченцам, — рассказал он мне. — Европейские власти вели себя так, как будто это мы напали на Украину. Все помнят, как покойный Папа римский сказал, что именно чеченцы и буряты, а не русские, творили зверства в Украине. Эти слова растиражировали СМИ. И хотя чеченцы массово встали на сторону Украины, Германия продолжает депортировать чеченских беженцев. Я не был большим активистом или известной личностью. Но как порядочный человек, я открыто поддержал Украину в войне против России».
Активист утверждает, что немецкие власти отказались поверить, что ему угрожали убийством. Он уверен, что если его депортируют в Россию, его будут пытать и шантажировать, чтобы заставить подписать контракт и отправиться на войну в Украину.
Европейские власти продолжают игнорировать эту реальность, считая Чечню просто частью России. Более того, они позволяют России использовать такие институты, как Интерпол, как оружие против политических оппонентов — даже тех, кто напрямую связан с Украиной.
Два особенно показательных случая:
Первый — Амина Гериханова, чеченка, которая сбежала из Украины с сыном в 2022 году, была арестована на границе Румынии после ложных обвинений в терроризме со стороны России и разлучена с ребёнком. Несмотря на то, что украинские власти подтвердили её невиновность, Румыния поверила Кремлю. Освобождена она была только после масштабных протестов чеченской диаспоры в Европе.
Второй — Муслим Мадиев, один из лидеров пророссийского чеченского батальона имени Джохара Дудаева, которого Россия через Интерпол внесла в список террористов. Его дело пересмотрели только после протестов у штаб-квартиры Интерпола в Лионе.
Многие чеченцы были вынуждены покинуть родину из-за поддержки Украины. Они также подвергают опасности себя и свои семьи, продолжая активизм в Европе, надеясь, что европейские страны защитят их. Но Европа снова и снова не выполняет этого обещания.
Власти ЕС должны отказаться от российской пропаганды и исламофобских стереотипов. Преследование чеченских активистов говорит о том, что Европа готова предать жертв российской агрессии. Те, кто заявляет о поддержке Украины, должны понять: чеченские беженцы — не угроза, а потенциальные союзники. Или, как минимум, ЕС должен соблюдать собственные провозглашённые ценности — справедливость, равенство и права человека.
Айман Экфорд
6 мая 2025 г.