Уходящий год для соискателей политического убежища с Северного Кавказа в странах Евросоюза оказался непростым – несмотря на обращения международных и местных правозащитных организаций, митинги и пикеты перед посольствами, экстрадиции из Европы по запросам России через Интерпол продолжаются. В некоторых случаях адвокатам и правозащитникам все же удается добиться отмены таких решений. Однако представители диаспоры настаивают: тезис кремлевской пропаганды о чеченцах как потенциальных террористах все еще популярен.
Выданные и спасенные
Страны Евросоюза должны немедленно прекратить депортировать в Россию беженцев и просителей убежища с Северного Кавказа, поскольку им грозят пытки и насильственное присоединение к российской армии для участия в войне против Украины. С таким призывом в январе 2024 года выступила правозащитная организация Amnesty International. Ее директор по Европе Нилс Муйжниекс тогда назвал возмутительной ситуацию, когда правоохранительные органы продолжают выдавать беженцев с Северного Кавказа по запросу Москвы, при этом заморозив любое судебное сотрудничество с ней из-за полномасштабной войны.
То, что опасения не являются надуманными, подтверждают примеры уже депортированных в Россию уроженцев Кавказа. В феврале 2022 года 19-летний чеченец Дауд Мурадов был выдворен из Франции, власти которой передали российским чиновникам подробности его прошения об убежище и личные данные родственников. Впоследствии Мурадов скончался в российской тюрьме, его родные заявили об отравлении.
Летом 2024 года в Австрии покончил с собой 40-летний дагестанец, чье имя не раскрывается. Это произошло за несколько часов до его выдворения в Россию. Его подозревали в подготовке теракта в Кельнском соборе и соборе Святого Стефана в Вене, однако обвинение предъявлено не было. Задержанного решили выдать России – опасаясь пыток, он повесился в камере на импровизированной веревке из полотенца и шнурков.
В сентябре стало известно, что управление по делам иностранцев в Польше пересматривает статус «дополнительной защиты» известного политического блогера и бывшего пресс-секретаря ичкерийского батальона имени Шейха Мансура Ислама Белокиева. В Европе он живет с 2004 года, а в России является фигурантом пяти уголовных дел и недавно был включен в реестр «иностранных агентов».
В конце сентября власти Польши выдали в Россию уроженца Чечни Альви Акиева, обвиняемого по «террористической» статье из-за поездки в Сирию. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Широкий резонанс в диаспоре вызвала история уроженки Чечни Селимы Хадисовой, задержанной с тремя детьми 29 сентября в аэропорту Сараево по российскому запросу в Интерпол. В России ее обвиняют по «террористической статье» якобы из-за проживания на территории, подконтрольной международной террористической организации «Исламское государство». Хадисова отрицает обвинения и заявляет, что последние годы проживала в Турции – и никогда не была в Сирии. После задержания мать и детей поместили в разные центры, только вмешательство правозащитников и юристов помогло им в начале декабря воссоединиться на свободе. Митинги в защиту Хадисовой до отмены судом решения о ее экстрадиции проходили в Вене, Брюсселе и Париже.
Помощь юристов и представителей диаспоры помогла добиться отмены экстрадиции из Австрии чеченца Жабраила Мусиханова. Как и Хадисова, он длительное время проживал в Турции. Этого факта российским правоохранителям хватило для запроса о его выдаче по линии Интерпола. Сам задержанный причастность к террористам отрицает, поясняя, что все это время в Турции он находился на лечении. У Мусиханова тяжелая форма лейкемии, на время ареста содержался в больнице Вены.
25-летний Муслим Цинцаев был задержан во Франции в июне 2024 года и по-прежнему остается под стражей в тюрьме города Френ. Власти рассматривают вопрос о его выдаче России, а представители чеченской диаспоры и правозащитных организаций просят предоставить ему статус беженца. Митинги с требованием не допустить выдачи Цинцаева России прошли в Австрии, Бельгии и Франции.
В конце декабря Австрия выдала России чеченца Азамата Балаева. Ранее он отбыл в тюрьме этой страны пятилетний срок по обвинению в причастности к радикальным исламистам. О дальнейшей судьбе Балаева ничего не известно.
Сайт Кавказ.Реалии опросил чеченских правозащитников и активистов о том, как изменилось отношение к беженцам в 2024 году, какие проблемы остаются актуальными и может ли общественное вмешательство предотвратить их выдачу в Россию.
Иса Дадуев, координатор «Ассамблеи чеченцев Европы»
По нашим данным, ежегодно в Европу переезжает порядка 5–6 тысяч беженцев из Чечни. Их поток не останавливается ни на день. При этом власти некоторых стран создают, очевидно, искусственные ограничения по пропуску беженцев. Так, в Хорватии в очереди на границе находятся порядка 50 человек, а проходят в день не больше десяти – фактически это только одна семья с детьми. Люди вынуждены днями ждать возможности перехода границы.
Чеченские беженцы выбирают Хорватию, потому что она граничит с другими балканскими странами, куда попасть легче, и при этом она является членом Евросоюза. Отсюда многие беженцы едут дальше в Германию, Францию, Австрию и так далее. Некоторых впоследствии возвращают в Хорватию – первую принявшую их страну, но многих оставляют в ожидании рассмотрения запроса о предоставлении убежища. Например, в Германии эта процедура может занять несколько лет. К сожалению, только несколько процентов просителей получают такой статус – те, кто смог документально доказать преследование и реальность угроз на родине. Остальные оспаривают отказ или просто живут в ожидании депортации.
В 2024 году депортации не остановились. Так как прямого авиасообщения с Россией нет, европейские власти выдворяют выходцев с Северного Кавказа через третьи страны. Еще одна тенденция этого года: решения судов практически всегда основываются только на заключении национальных служб безопасности. Если человек попал под подозрение или общался с теми, кого считают радикальными исламистами, на основании этого его могут выдворить из страны. Все обращения правозащитников о том, что в России его ждут пытки и даже убийство, судами игнорируются.
Фатима Сулейманова, движение «Единая сила»
После недавнего падения режима Асада Европа призывает сирийских беженцев вернуться домой. Однако для чеченцев ничего подобного не происходит, так как республика до сих пор находится под российской оккупацией.
Стоит отметить, что с момента появления «Исламского государства» ситуация с предоставлением убежища чеченским беженцам заметно ухудшилась. Между тем репрессии со стороны режима Кадырова продолжают расти, из Чечни бежит все больше и больше людей.
Начало полномасштабной войны с Украиной, когда в отношении России ввели многочисленные санкции и ограничения, никак на ситуацию с депортацией из Европы уроженцев Северного Кавказа не повлияло. Те, кто пытается избежать мобилизации, не только не получили убежища, но и столкнулись с жестоким обращением в ряде стран бывшей Югославии. Тревожная ситуация сохраняется в Польше, Франции, особенно в Австрии, где усиливаются пророссийские настроения.
Наиболее действенным способом помощи остается создание общественного резонанса. Примеры тому – дело Амины Герихановой, а также недавний случай Селимы Хадисовой.
Правозащитная ассоциация «Вайфонд»
После начала полномасштабной войны в Украине депортации в Россию были приостановлены, но в 2024 году мы получили подтверждения новых депортаций чеченцев. К примеру, Германия проводит подобные высылки через Тбилиси, тем самым утверждая, что избегает прямого контакта с правоохранительными органами России.
Также к нам обращались с фактами вопиющих нарушений в Польше, нам известны два случая передачи выходцев с Кавказа польскими пограничниками сотрудникам пограничной службы ФСБ по Калининградской области.
К сожалению, улучшений и в рассмотрении ходатайств о предоставлении убежища выходцам из Чечни не происходит. Напротив, в Германии в отношении чеченцев действует проверка sicherheitsrechtliche Befragung (нем. «допрос по закону о безопасности». – Прим. ред.). Данная процедура проводится ведомством по делам иностранцев на основании происхождения мигранта. После нее многие выходцы из Чечни получили отказы в выдаче видов на жительство несмотря на хорошую интеграцию в немецкое общество.
Мы с коллегами из правозащитных организаций в 2024 году продолжали помогать соискателям убежища из Чечни, ходатайствуя в их защиту перед миграционными и судебными инстанциями в странах Евросоюза. Но во многих случаях обращения правозащитников игнорируются, просителей защиты депортируют в Россию, где некоторые подвергаются пыткам и получают большие сроки заключения.
Роза Дунаева, представитель Чеченской республики Ичкерия за рубежом в Австрии
В 2024 году напрямую связанная с соблюдением прав человека тема миграционной политики и дискриминации чеченцев в ряде европейских стран обострилась. Депортация по сомнительным, основанным на стереотипах обвинениям или без учета реальной опасности в России, куда их выдворяют, вызывает серьезные вопросы к соблюдению международных норм.
Возвращение чеченцев в Россию может действительно представлять угрозу их жизни. Есть многочисленные свидетельства о пытках, преследованиях и отправке депортированных на войну в Украину.
Чеченцы, как и другие представители народов Северного Кавказа, в последние годы часто сталкиваются с проблемами, связанными с преследованиями через Интерпол. Многие беженцы, особенно активно критикующие власти в Чечне и России, могут быть бездоказательно обвинены в терроризме и экстремизме, при этом европейские правоохранительные органы часто верят на слово российским коллегам. Такие страны, как Австрия и Германия, стараются избегать конфликтов с Москвой или перестраховываются, видя в беженцах с Северного Кавказа потенциальную угрозу для собственной безопасности.
Еще одна группа – участники гражданской войны в Сирии, оказывающиеся под подозрением из-за действовавших там же террористических организаций. Даже если они сражались в рядах оппозиционных сил против диктатора Башара Асада и российских войск, европейские власти могут, не разбираясь в деталях, считать любого участника конфликта угрозой для своих стран.
Уверена, живущим в Европе чеченцам важно создавать условия для интеграции молодежи в местное общество, создание возможностей для полноценной жизни без постоянного страха.
В 2024 году полиция и СМИ Швеции, Австрии, Бельгии, Франции при описании бытовых происшествий или конфликтов часто подчеркивали национальность их участников, если они являлись молодежью с Северного Кавказа. Такое отношение представители диаспоры считают дискриминационным и навешивающим ярлыки.
- В последние годы Франция депортировала десятки чеченских беженцев, в том числе тех, кто ранее боролся за независимость республики или уже пострадал от режима Рамзана Кадырова, игнорируя риски, которым они подвергаются в России, утверждают представители Comité Tchétchénie и Habitat-Cité. Точное их число неизвестно: правозащитники знают только о тех случаях, когда к ним обращались родственники депортируемых.
- 40-летний уроженец Владикавказа ингушского происхождения Руслан Мейриев арестован по запросу властей Бельгии: его подозревают в причастности к терроризму. Другие подробности обвинения неизвестны. Ранее Мейриева объявляли в розыск российские власти, сообщила чеченская правозащитница Фатима Газиева.
2 января 2025 г.
Кавказ.Реалии