Чеченцы считают себя народом, избранным самим Богом…
Народы России: Живописный альбом. – СПб.: Картографическое заведение А. Ильина, 1880. С. 435.
Сами чеченцы свою народность называют нахчи или нахчоо, что значит люди из страны Нах или Ноах, т. е. Ноевой…
Савельев Е. П. Древняя история казачества. – Владикавказ: СПАС, 1991. С. 17. (Репринт новочеркасского первоиздания 1915 г.)
Особенное сходство с евреями он заметил еще со времен Шамиля у образованных и власть имущих чеченцев, хотя сами они старались уверять, что историческая их родина – Дамаск, и ведут будто свое происхождение от арабов со времени появления ислама. Но то обстоятельство, что магометанство до 1840 г. имело среди чеченцев весьма мало приверженцев и, что, кроме внешнего сходства, и манера говорить и растягивать слова у чеченцев сильно напоминает евреев, убеждает Эккерта в безошибочности его предположения об их еврейском происхождении.
Маггид Д. Г. Евреи на южных окраинах России: Исторические очерки. Вып. 1. Евреи на Кавказе. – Петроград: Художественно-графическое ателье и печатня М. Пивоварского, [1920]. Сс. 25-26.
Во французском языке есть слово byzantinisme («византинизм»). Толковые словари объясняют его следующим образом: умонастроение, при котором человек склонен терять время в праздных и заумных дебатах о предметах, лишенных всякого интереса, по аналогии с поведением населения Византии, которое было занято богословскими дискуссиями в то самое время, как турки осаждали их город. Это определение как нельзя лучше описывает состояние дел внутри чеченской диаспоры в Европе. После гибели президента Аслана Масхадова и его преемника Абдул-Халима Садулаева в середине 2000-х, чеченская эмиграция представляет из себя раздробленную на несколько течений паству, которой не хватает мессии (будь то в виде отдельной персоны или коллегиального органа), чтобы направить это броуновское движение по единому руслу с курсом на освобождение их исторической родины от колониальной зависимостиi. «Является ли чеченская конституция, принятая в 1992 г., харамом, из-за того, что в ней сказано, что Чечня – демократическое (а не шариатское) государство, источником власти в котором является его народ (а не Бог)? Имел ли право бывший эмиссар Масхадова в Великобритании Ахмед Закаев вести в 2009 г. частные консультации с московским наместником в Чечне Рамзаном Кадыровымii и разговаривать с ним в тактичном тоне? Имеет ли кто-то среди деятелей в изгнании легитимные основания считаться представителем и правопреемником ликвидированного чеченского государства?» Вот некоторые вопросы, которые мешают консолидации чеченской эмиграции в Европе.
Разумеется, сами по себе подобные распри имманентны демократии. В той же Франции есть несколько сортов правых, левых и центристов, которые все время грызутся между собой и друг с другом, а граждане от школьников до авиадиспетчеров ежегодно проводят забастовки и демонстрации по поводу и без. Но то Франция, самостоятельная, состоявшаяся нация. А тут – живущие на птичьих правах беженцы, заблудившиеся в трех соснах и делящие шкуру неубитого медведя единой России (партии и страны).
Когда речь заходит о гонимом народе, мечтающем о своей государственности (настоящей, а не липовой, в рамках подневольной республики в централизованной федерации), на ум неизбежно приходит опыт Израиля. Речь даже не о возникновении его на карте мира, а в головах его отцов-провозвестников. Вот как рассказывается об этом в европейском востоковедении:
Сионистское движение по-настоящему появилось тогда, когда за его организацию взялся [журналист и писатель из Австро-Венгрии] Теодор Герцль, определивший создание государства как единственное решение еврейской проблемы (сочинение «Еврейское государство», 1896). Для этого он считал необходимым добиться у международного сообщества признания еврейского народа как нации, наделенной определенными правами. Первым успехом такого политического сионизма стало проведение [в Швейцарии] Базельского конгресса в 1897 г., на котором было объявлено об основании Всемирной сионистской организации.
Герцль ставит во главу угла политику, направленную на то, чтобы добиться принятия международной хартии, санкционирующей возвращение еврейского народа. Он отвергает практический сионизм, медленное проникновение в оттоманскую Палестину, которое считает нецелесообразным, поскольку оттоманы могут в любой день выселить иммигрантов. Его не интересует присутствие на месте арабских жителей, несмотря на предостережения некоторых его товарищей. Не желая настораживать оттоманские власти, программа, принятая на Базельском конгрессе, касается только создания признанного и гарантированного публичным правом очага в Палестине, замалчивая намерение основать там еврейское государство. Но в своем дневнике Герцль не скрывает, что тайной целью конгресса является именно учреждение еврейского государства:
«Если резюмировать одним словом Базельский конгресс – чего бы я воздержался делать на публике – я бы сказал следующее: в Базеле я основал еврейское государство. Если бы я сказал это вслух сегодня, то вызвал бы всеобщий смех. Но лет, может, через пять, максимум пятьдесят, все это поймут. Государство зиждется главным образом на воле народа, или даже отдельно взятого достаточно могущественного человека (Людовик XIV: «Государство – это я»). Территория – всего лишь подпорка; государство, даже если оно обладает территорией, всегда остается абстракцией. Ватикан существует, несмотря на отсутствие у него территории, иначе Папа не являлся бы сувереном.
Я создал в Базеле именно этот абстрактный и, следовательно, невидимый большинству людей предмет, и сделал это, располагая минимальными средствами. Я постепенно подвел людей к умонастроению, благоприятствующему строительству государства, и привил им чувство, что они образуют национальную ассамблею»iii.
Вот так рядовой еврейский публицист, собравшись с двумястами единомышленников в концертном зале ничем не примечательного европейского городка, «основал» будущий Израиль. Герцль умер в 1904 г., но прогноз его сбылся безошибочно: чуть менее чем через пятьдесят лет все не только поняли, но увидели воочию этот «абстрактный предмет», который он выпустил, как джинна из бутылки, в далеком сонном Базеле в 1897 г. «Я давно уже отвык считать бредом гласно объявляемые еврейские проекты, как бы ни фантастичны они были, – писал в 1930 г. писатель-эмигрант Александр Амфитеатров. – Что, двадцать лет тому назад, могло быть фантастичнее еврейского государства в Палестине, хотя бы и подмандатного? Однако, вот, оно существует…»iv
В 2014-м эта воплощенная фантазия добилась от Франции компенсаций за то просто, что нацисты использовали ее железные дороги для транспортировки жертв Холокостаv, а в 2016-м заполучила от России пенсии для бывших граждан несуществующего СССРvi, добровольно, по собственной инициативе, en connaissance de causevii променявших российскую помойку на землю обетованную! Предложи кто чеченцу затребовать от США репарации жертвам Чечевицы, которых подвозили к телячьим вагонам на американских студебеккерах, он схватится за живот, повалится навзничь, засучит ногами и, захлебываясь, задыхаясь, закорчится, запунцовеет от смеха. Настолько комичной покажется ему, садомазохисту, сама мысль о том, что можно призвать кого-то к ответу за причиненное ему зло.
Чтобы герой Айтматова сделался манкуртом, его пришлось буквально лоботомировать. Настоящую вивисекцию над телом и душой чеченцев провела в нулевые и Россия. В результате этого некоторых «испытуемых» поразил стокгольмский синдром. Самые честные из них с вызовом говорят: «Да, мы такие. Да, мы не ностальгируем по временам, когда…» – и тут начинается описание всего того, что натворила в 1990-е гг. либо Россия, либо объективная социально-экономическая конъюнктура переходного периода, общая для всего постсоветского пространства, но преподносится все это так, словно вина за это лежит персонально на Джохаре Дудаеве, Зелимхане Яндарбиеве, Аслане Масхадове и других героических фигурах чеченской истории, каждый из которых мог бы быть и был бы предметом общенациональной гордости любого другого народа, имей они только таких ярких и самоотверженных личностей в своей истории. Менее прямолинейные из нынешних чеченцев говорят одно им понятное «Свобода внутри нас» (сопоставимое разве что с лисьим «Зелен еще» или с лузерским «Главное не победа, а участие»). Наконец, есть те, кто говорит, что ничего экстраординарного не происходит, что все, с чем чеченцы имеют сейчас дело, они уже проходили и раньше, в советское время, и благополучно преодолели в 90-е, а потому надо погрузиться в нирвану и спокойно плыть по течению, не гоня волну, пока кривая не выведет куда надо. Эта позиция игнорирует сразу две народные мудрости: одну русскую – «авось с небосем водились, да оба в яму свалились», а другую чеченскую – «Дала бахьанаш лело аьлла» (Бог велит самому шевелиться тоже)viii.
Впрочем, кое в чем фаталисты правы. Абсурдная ситуация, в которой находятся нацменьшинства России, задействованные сейчас в экспорте «русского мира» в Украину, совсем не уникальна в истории. Если в нижеследующем пассаже из кавказской эмигрантской печати вековой давности заменить пару исторических терминов на современные эквиваленты, то все подумают, что этот текст написан сегодня:
Положение денационализированных кавказцев оказалось уже совсем нелепым. Русский человек мог все-таки «отыгрываться» на имперской идее, носителем которой он повсюду являлся. Это была его идеология, стимул деятельности. Кавказцу же насаждать российский империализм на Украине или в Польше было уже куда стеснительней, в особенности последнее время, начиная с эпохи императора Александра III-го, когда и в политику, и в жизнь все более внедрялся лозунг «Россия для русских», впоследствии открыто провозглашенный всеми правыми партиями Гос. Думы, на которые опиралось правительство. Да и умирать за «веру, царя и отечество» среди равнин и сопок Манчжурии как-то тоже показалось не совсем естественным. Разумеется, долг свой кавказцы выполняли, но имперский энтузиазм стал заметно «сдавать» на Кавказе даже в военной среде. Русско-японская война в этом отношении многое прояснила.
На все эти сомнения и очень естественные неувязки чаще всего ответ давался такой – теми, конечно, кто продолжал поддерживать Россию: царское правительство делает глупость за глупостью, притесняет инородцев, ввязывается в ненужные войны, не дает населению достаточных прав, – вот придет Россия другая, настоящая, либеральная, парламентская, левых партий, – тогда…
Россия эта пришла к власти – в последовательных комбинациях от Львова-Гучкова-Милюкова к Керенскому-Чернову и к Ленину-Троцкому, – но скольжение к огульному большевизму было таким быстрым, что уже перед всеми, еще не потерявшими здравого рассудка, встала задача не о сотрудничестве с центральной властью, а о возможной от нее обороне. […]
Печально то, что и сейчас еще находятся люди, кавказцы, готовые открыто выступать врагами независимости Кавказа, – «сепаратизма» и «сепаратистов», как они подчеркнуто выражаются, как бы указывая тем на нормальность зависимости от России.
Их очень теперь немного, но они все же есть, – своими неуместными выступлениями они только обманывают тех русских, кто, не зная Кавказа, готов довериться их политической оценкеix.
Стоит отметить, что эти строки датируются 1936 годом. Сталин-то, как выразился бы Путинx, по большому счету всерьез пока еще ничего не начинал. Впереди был и Большой террор, и «освободительный поход» в «панскую Польшу» по предварительному сговору с Гитлером, и «отражение финской агрессии», чтобы обезопасить СССР от «империалистов» (по-нынешнему НАТО), и тотальные депортации целых этносов. Но большевизм уже успел показать себя во всей красе во время Красного террора, продразверстки, коллективизации. Репрессии против «буржуазных националистов», «кулацко-мульских» и «бандитских» элементов тоже были давно в ходу. Вдумчивого человека не может не брать оторопь перед этой трансисторической константой российской политики: непременно кого-то «раскулачивать» и «денацифицировать», «освобождать» и «воссоединять», объявлять КТО и СВО, «мочить в сортире» и «вешать за яйца»xi, демилитаризовать и «показать, что значит настоящая декоммунизация»xii. К сожалению, многие русскоязычные обыватели и интеллигенты не видят этого кровавого континуума или из ложно понятого патриотизма находят ему оправдания, прибегая к whataboutism’у и victim blaming’у по принципу «у сильного всегда бессильный виноват».
Но вернемся к нашей теме. 150-тысячная (как считается)xiii чеченская диаспора Европы оказалась бессильной организовать свою Всемирную чеченскую организацию, если не для политического, информационного и финансового воздействия на процессы вокруг Чечни, то хотя бы для культурно-просветительской работы с чеченской эмиграцией, чьим будущим поколениям грозит полная ассимиляция. Создание Ассамблеи чеченцев Европы в 2019 г. является, бесспорно, хорошей инициативой, но судя по ее сайту, кавказским эмигрантам XXI в. есть чему поучиться у своих предшественников предшествующего столетия. Последние умудрялись создавать качественный контент и издавать бумажную периодику на разных языках, а современники не могут даже один нормальный сайт завести.
«Шамилю было необходимо умереть на Гунибе, – тогда его художественная физиономия была бы совсем полна»xiv, – писал один русский путешественник об имаме Чечни и Дагестана. В еще большей степени эти слова применимы к бывшим ичкерийским деятелям, осевшим в Европе: своим крохоборством, жеманным фрондерством, мелкими дрязгами, взаимными оскорблениями и обвинениями, инфантилизмом и узколобостью они способны девальвировать и дискредитировать саму идею чеченской независимости. Хуже того: они невольно бросают тень на весь ичкерийский период 1991-2000 гг., ведь если исходить из того, что они являются какими-никакими, но представителями тогдашнего чеченского истеблишмента, то легко становится понятной вся обреченность межвоенного времени 1997-1999 гг.: с такими товарищами не только не поднимешь государство из руин, но окончательно загонишь его в гроб.
Пехотинцы дома, чеченцы любят корчить из себя свободомыслящих недотрог за границей: что бы вы им ни предложили, они найдут, к чему придраться, над чем съязвить и посмеяться, какую чушь выдумать, чтобы саботировать любое начинание и встать в позу. Попробуй-ка внушить им по примеру Герцля, что они составляют «национальную ассамблею»! Дохлый номер! Попытки рассудить чеченских лебедей, раков и щук и привести их и всю сознательную диаспору к какой-то общей платформе безрезультатно расшиблись о все тот же петушиный партикуляризм и дезорганизаторство. Председатель одной из группировок так прямо и заявил, в точном соответствии с крыловской басней: «Аша шайн ворда дIаяхийта, оха тхайн ворда дIайохуьйтур ю» (давайте вы там будете продвигать свою арбу, а мы тут – свою). Если бы Вавилонскую башню строили чеченцы, незачем было бы смешивать язык строителей: последние нашли бы столько камней преткновения в своих взаимоотношениях, что дело накрылось бы медным тазом безо всякого вмешательства со стороны. «Мы ведь не можем собраться больше трех, чтобы, доказывая, с какого конца лучше разбивать яйцо, не рассориться вконец», – отмечала как-то ныне покойная чеченская поэтесса Лула Жумалаева.
Сегодня, если бы не осознание своей персональной ответственности перед лицом героических предков XVIII, XIX, XX вв. вплоть до тех, кто полег в последние российско-чеченские войны рубежа тысячелетий, европейским чеченцам можно было бы назваться какими-нибудь Франсуа Дюпонами и напрочь забить на Чечню, как будто ее вообще не существует. Но историческая память, чувство долга, восхищение, гордость и пиетет к лучшей части народа как прошлого, так и новейшего времени заставляют многих из них верить и молиться о бескровном освобождении Чечни, чтобы «довести дело до конца», как завещал смертельно раненый российской ракетой Джохар Дудаев.
Примечания
i То, что российско-чеченский конфликт 1990-2000-х гг. имеет колониальный характер, отмечает, в частности, один из ведущих франкоязычных специалистов по Чечне, преподавательница Свободного университета Брюсселя Од Мерлен. См., например: Aude Merlin. Les Tchétchènes et la guerre en Ukraine: mythes et réalités // Le Temps. 2022. 10 août. URL: https://www.letemps.ch/opinions/tchetchenes-guerre-ukraine-mythes-realites.
ii См.: Александр Гостев. Ахмед Закаев и Дукваха Абдурахманов подтвердили факт переговоров // Радио Свобода. 2009. 24 июля. URL: https://www.svoboda.org/a/1784802.html.
iii Henry Laurens. L’Orient arabe. Arabisme et islamisme de 1798 à 1945. – Paris: Armand Colin, 1993. Pp. 143-144.
iv Александр Амфитеатров. Стена плача и стена нерушимая. – München: ImWerdenVerlag, 2013. С. 59. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/amfiteatrov_stena_placha_i_stena_nerushimaya_1931_2013.pdf.
v Дмитрий Куц. Франция и США выплатят жертвам холокоста 60 млн долларов // ZN.UA. 2014. 6 декабря. URL: https://zn.ua/WORLD/franciya-i-ssha-vyplatyat-zhertvam-holokosta-60-mln-dollarov-161026_.html.
vi Василий Серов. Россия будет платить бывшим гражданам СССР в Израиле пенсии – до 150 долларов в месяц // Новая газета. 2016. 10 июня. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/06/10/68912-rossiya-budet-platit-byvshim-grazhdanam-sssr-v-izraile-pensii-do-150-dollarov-v-mesyats.
vii Отдавая себе отчет в своих действиях (франц.).
viii Смысл данной пословицы в том, что Господь велит людям прикладывать усилия для достижения желаемого, а не сидеть сложа руки, пассивно уповая на Его милость. Русский перевод пословицы (несколько грубоватый и вызывающий у чеченцев улыбку) дается по: Luiza N. Gishkaeva, Olga V. Lomakina, Aleksandra St. Makarova. Отражение веры в Бога как ценностной константы в пословичном фонде (на примере христианской и мусульманской лингвокультур) // Cuadernos de Rusística Española. 2021. № 17. С. 143. URL: https://revistaseug.ugr.es/index.php/cre/article/download/21112/22406/.
ix В. Оленин. Враги независимости // Кавказ. 1936. № 1/25. Январь. Сс. 22-23. URL: https://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/42327/3/Kavkaz_Le_Caucase_1936_N1.pdf.
x «Мы всерьез пока еще ничего не начинали» – Путин о спецоперации на Украине // REGNUM. 2022. 7 июля. URL: https://regnum.ru/news/polit/3641026.html.
xi «Pendre Saakachvili»: Poutine persiste et signe // L’Obs. 2008. 4 décembre. URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20081204.OBS3975/pendre-saakachvili-poutine-persiste-et-signe.html.
xii Марина Совина. Путин заявил о готовности показать Украине настоящую декоммунизацию // Lenta.ru. 2022. 21 февраля. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/21/dekommun/.
xiii Специалист по чеченской диаспоре в Европе объяснила произошедшее в Дижоне // ИА Красная Весна. 2020. 17 июня. URL: https://rossaprimavera.ru/news/b7d54a97.
xiv Евгений Марков. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб.; М.: Товарищество М. О. Вольф, 1887. С. 622.