Изабелль Мандро
Чтобы оказать давление на блогеров, бежавших в Европу, режим Кадырова похищает их родственников
Леденящие кровь анонимные сообщения появились внезапно. Тумсо Абдурахманов свое получил на своем Telegram-канале 22 декабря 2021 года. «Скоро мы начнем тебе отправлять фото твоих родственников. Некоторые из них будут в предсмертном состоянии а возможно и мертвыми. Если ты узнаешь их разбитые рожи конечно»… Далее шел улыбающийся и подмигивающий смайлик… …» Кстати твоя двоюродная сестра Тахмина с ней мы особенно поразвлечемся…».
Получивший в Швеции статус беженца, 37-летний блогер, хорошо известный в Чечне, таким образом узнал об исчезновении девяти членов своей семьи, похищенных более чем за 3000 километров, на этой небольшой территории российского Кавказа с мусульманским большинство, которой управляет неумолимый Рамзан Кадыров.
Затем такие же угрозы получили как минимум шесть других чеченских беженцев в Германии, в Австрии, в Турции и даже в России. В общей сложности более сотни их родственников пропали без вести. С тех пор половина из них обрела свободу, но на сегодняшний дней от других нет никаких новостей и они остаются недосягаемы.
В панике чеченская диаспора собралась 8 января перед зданием Совета Европы в Страсбурге. Около трехсот представителей, иногда завернутых во флаг независимой Чечни с символом волка, вручили уполномоченному по правам человека текст с мольбой помочь «освободить невинных людей». «Эти люди взяты в заложники только потому, что они родственники блогеров, правозащитников и общественных деятелей, проживающих за границей (…), с целью оказать на них давление и воспрепятствовать их деятельности».
Участие режима
С плакатами «Chechen Lives Matter» («Жизни чеченцев имеют значение», намек на североамериканское движение Black Lives Matter), многие из них были в масках и капюшонах, скрывающих лица, опасаясь репрессий. Страх, внушаемый Рамзаном Кадыровым, который не постеснялся заказать убийство нескольких противников на европейской территории, в том числе убитого ножом в Лилле в январе 2020 года блогера Имрана Алиева, таков, что его имя даже не было упомянуто. Протестующие ограничились осуждением действий «представителей российской власти в Чечне».
Однако причастность чеченского режима к этой новой кампании террора вряд ли вызывает сомнения. Журналист сайта расследований Bellingcat Христо Грозев обнаружил, что номер телефона, с которого было отправлено одно из сообщений с угрозами, принадлежит 28-летнему офицеру российского спецназа (СОБР), который подчиняется лично Рамзану Кадырову. Получатели, на которых нацелены эти новые угрозы, были выбраны не случайно. Так в списке значится Абубакар Янгулбаев, юрист «Комитета против пыток», базирующегося в Пятигорске, на юге России, он сообщил в Facebook о похищении 40 членов своей семьи; Минкаил Мализаев, блогер из Германии, который говорит, что получил фотографии обнаженных членов семьи, включая его мать; правозащитник Аслан Арцуев, также уехавший в Германию; а также Мансур Садулаев, основатель ассоциации помощи чеченским беженцам в Европе «Вайфонд», осевший в Австрии, не имеет вестей от нескольких членов своей семьи.
Тумсо Абдурахманов, который приехал в Страсбург к Совету Европы, является одним из самых главных критиков чеченского режима. У него более чем 430 000 подписчиков на канале на Youtube и 30 000 на его аккаунте в Telegram, он, как и многие другие оппозиционеры, был внесен в список террористов, составленный в Грозном и поддержанный ФСБ, службой безопасности России.
Непосредственно подвергшийся угрозам «кровной мести», публично сделанным в 2019 году спикером местного парламента и правой рукой Рамзана Кадырова Магомедом Даудовым, в следующем году Тумсо Абдурахаманов стал объектом нападения вооруженного молотком человека в шведском городе Евле, где он в конце концов нашел убежище. Ему удалось спастись, а напавшие на него, россияне мужчина и женщина, были приговорены шведским судом в январе 2021 года к десяти и восьми годам лишения свободы соответственно. А в этот раз сообщение, которое он получил, заканчивалось таким приказанием: «У тебя есть 24 часа чтобы сделать свой завершающий видеоролик с извинениями перед Рамзаном Ахматовичом [Кадыровым]».
Шестеро его родственников снова появились, но трое до сих пор не найдены. «Их все еще держат в заложниках», — говорит блогер, с которым мы связались по телефону. «Честно говоря, — добавляет он, — я не знаю, почему все это происходит именно сейчас, мы не понимаем. Конкретной причины нет, но, видимо, [власти Грозного] решили перейти на новую тактику ведения боя. И эта тактика идет через наших родственников».
«Угрозы, мы их постоянно получаем, но такие массовые впервые», — свидетельствует со своей стороны Роза (имя изменено по ее просьбе), юрист «Вайфонда». «Они удачно выбрали момент, время новогодних праздников, — добавляет она, — а также впервые похитили женщин, за которыми поехали даже в Астрахань [город на юге России], а не только в Чечню”.
«Ничего не выйдет»
Послание «вы нигде не в безопасности» в действительности неново. Приведенный к власти Владимиром Путиным в 2007 году, Рамзан Кадыров неоднократно угрожал тем, кто критикует его «в интернете» из-за рубежа. В 2019 он пообещал им самое худшее, «если их не убьют, не посадят, не арестуют, ничего не выйдет», во время выступления, которое транслировалось на общественном канале «Грозный». Но на этот раз это сопровождается особенно тревожным контекстом для чеченских оппозиционеров, поскольку одновременно с этим в Москве 28 декабря 2021 года было объявлено решение суда о ликвидации «Мемориала», классифицированного как «иностранный агент».
Центр защиты прав человека этой известной российской общественной организации неоднократно обращался в суды по многочисленным фактам нарушений, совершенным властями в Чечне, и разоблачал преследования, жертвами которых становятся все те, кто осмеливается противоречить Рамзану Кадырову. «Они часто нам помогали, и я надеюсь, что они смогут продолжить свою работу в той или иной форме, — хочет верить Тумсо Абдурахманов. — Когда такие организации закрываются, власти начинают творить что хотят, и первыми пострадают русские, хотя, возможно, они этого пока в полной мере не понимают».
В Чечне последний представитель местного отделения «Мемориала», Оюб Титиев, был задержан в 2018 году после того, как полицейские подбросили ему в машину наркотики. Приговоренный к четырем годам лишения свободы, этот уважаемый человек вышел на свободу в июне 2019 года. Десятью годами ранее была убита его предшественница, журналистка Наталья Эстемирова.
Отсутствие безопасности в Европе теперь перевешивает все опасения. Слабо организованные, часто представляемы российскими и чеченскими властями как «террористы», члены диаспоры взволнованы участившимися депортациями, иногда по простому подозрению. И тот слабый отклик, который вызывает новая кампания террора чеченских властей, несмотря на их настойчивые призывы к европейским властям осудить подобную практику, вряд ли развеет их опасения. «Мы уже не знаем, что делать», — сокрушается Тумсо Ахдурахманов. Однако международное давление это единственный способ так или иначе повлиять на Путина». Имя Кадырова опять же не произносится.
Фото Сабрины Долидзе
Благодарим пресс-секретаря «Ассамблеи чеченцев Европы» за любезно предоставленные оригинал этой статьи