ЕСПЧ присудил компенсации за пытки и массовую казнь в Чечне

0

100899
Бойцы полка ППС имени Ахмата Кадырова. Кадр видео

Европейский суд по правам человека присудил компенсации на общую сумму около 900 тысяч евро по делам о массовой казни и пытках на Северном Кавказе.

367 тысяч евро Россия должна выплатить родственникам людей, казненных в ночь с 25 на 26 января на территории полка патрульно-постовой службы им. Ахмата Кадырова в Грозном, сообщает «Новая газета». Каждый из заявителей получит от 14,6 до 66 тысяч евро. Еще 8747 евро Россия должна выплатить в качестве компенсации судебных издержек.

Суд признал, что родственники заявителей были похищены и незаконно лишены свободы (нарушение 5-й статьи Европейской конвенции — права на свободу и личную неприкосновенность), а затем убиты агентами государства (в нарушение 2-й статьи — права на жизнь). ЕСПЧ счел неэффективным «расследование» пропажи убитых, проведенное российскими властями (нарушение 13-й статьи). Кроме того, ЕСПЧ приравнял к пыткам и жестокому обращению (нарушение 3-й статьи) со стороны государственных агентов страдания заявителей, которые они перенесли в связи с исчезновением своих близких и невозможностью добиться расследования их гибели.

Во вторник ЕСПЧ удовлетворил жалобы еще 11 россиян, задержанных в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Москве в 2009-2017 годах. Их заподозрили в причастности к незаконным вооруженным формированиям и совершению «террористических» преступлений на Северном Кавказе, под пытками они оговорили себя и были осуждены. Суд признал нарушенными статьи Европейской конвенции о запрете пыток, правах на свободу и личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство. По каждой жалобе, а всего их было 10 (одну из них подали родственники пострадавшего), компенсация составила 52 тысячи евро.

По фактам похищений в Чечне в ЕСПЧ обратились в общей сложности 30 граждан России — те, кто сам прошел через секретные тюрьмы, и родственники пропавших. Они жаловались на нерасследование массовых задержаний в декабре-январе 2016-2017 годов, пытки, казнь части задержанных и фальсификацию уголовных дел. Нынешнее решение вынесено по жалобе 15 человек, которых представляла «Правовая инициатива». Так как большая часть заявителей находится в России, ЕСПЧ засекретил их персональные данные и материалы жалобы, в том числе ответы российского правительства на вопросы, заданные судом в ходе коммуникации.

Как пишет «Медиазона» со ссылкой на решение ЕСПЧ, суд установил, что в ночь с 25 на 26 января на территории полка ППС им. Ахмата Кадырова в Грозном произошла массовая казнь задержанных. Они подозревались либо в терроризме, либо в том, что были гомосексуалами. В решении упоминается расследование «Новой газеты».

Так, один из пропавших, З.Д., был задержан 16 декабря 2016 года сотрудниками Старопромысловского РОВД в собственном доме. Через два дня участковый подтвердил его жене, что он находится в полиции, и примерно две недели она передавала мужу еду. В начале января жене сообщили, что ее мужа там больше нет, а несколько дней спустя потребовали прекратить поиски. С тех пор о судьбе ее мужа ничего неизвестно. Она несколько раз подавала жалобы на незаконные действия сотрудников Старопромысловского РОВД, но это не принесло результата.

Человека с инициалами М.Ш. похитили 9 января 2017 года, когда он ехал в аул Сержень-Юрт: вооруженные люди блокировали его микроавтобус. Он пропал без вести.

Родственников похищенных, в том числе заявителей, доставляли в отделы полиции, где сотрудники требовали от них подписать заявления, что их родные уехали в Сирию. В феврале 2017 года несколько сотен родственников пропавших собрали в штабе полка ППС им. Ахмата Кадырова в Грозном и в Шалинском дворце культуры на встречу с начальником Шалинского отдела полиции Тамерланом Мусаевым (в 2019 году погиб в ДТП) и командиром полка (на тот момент им был Аслан Ирасханов). Силовики потребовали от них прекратить писать жалобы на полицейских, пообещав, что в противном случае другие члены их семей тоже «исчезнут».

Согласно решению, родственникам похищенных семь раз отказывали в возбуждении уголовного дела против полицейских. Проверка, проведенная Следственным комитетом по жалобе «Новой газеты», включала в себя лишь опросы высокопоставленных чеченских чиновников и полицейских, которые отрицали данные «Новой». Следователи не стали проверять телефонные биллинги, хотя задержанные звонили домой из отделов полиции, не пытались получить записи с камер видеонаблюдения из отделов и полка им. Кадырова, не поинтересовались тем, как машины задержанных оказались у полицейских, которые потом продали их третьим лицам, не осмотрели помещения, в которых содержали задержанных и где могли остаться их биологические следы. Не был допрошен глава Чечни Рамзан Кадыров, несмотря на существование видео, на котором он стоит рядом с задержанными, которые впоследствии были казнены.

«Новая газета» опубликовала и передала следствию фототаблицы с данными людей, похищенных в декабре 2016 года — январе 2017-го. Как предполагало издание, по пометкам в этих таблицах определялась судьба людей: «плюс» или статьи УК означали уголовное преследование, «минус» — казнь; задержанных, чьи данные не были помечены, отпускали. По данным «Новой», большинство похищенных и подвергнутых пыткам сейчас отбывают наказания за вымышленные преступления.

Более того, российские власти пытались фальсифицировать факты. На встречу с омбудсменом Татьяной Москальковой вместо двух фигурантов «расстрельного списка» — Шамхана Юсупова и Мохмы (Махмы) Мускиева — привели их братьев, Шамиля Юсупова и Умара Туркоева. Также, по данным «Новой», следствие представило ЕСПЧ «сомнительные» справки о ненасильственной смерти жителей Чечни Альтемирова и Абдулкеримова, хотя ранее само признало, что исследований их трупов в республике не проводилось. На еще двух погибших чеченцев были представлены фальшивые медицинские заключения, согласно которым они скончались в больнице от ран 20 декабря 2016 года, хотя на самом деле были задержаны живыми 17 декабря и казнены лишь в ночь с 25 на 26 января.

Наконец, Следственный комитет не дал никакой оценки показаниям Сулеймана Гезмахмаева — бывшего сотрудника полка им. Кадырова. Он был свидетелем казни 13 человек на базе полка, состоявшейся в конце января 2017 года. Задержанных тогда объявили «амирами» — командирами боевиков. Первых двух задержанных лично застрелил глава администрации Шалинского района Турпал-Али Ибрагимов. Остальные по совету Ирасханова были задушены спортивным канатом — этим занимались охранники Ибрагимова.

«Вместо этого они (следователи. — Ред.) помогли чеченским полицейским сочинить легенду о том, что казненные жители Чечни, список которых мы передали в Следственный комитет России в надежде на объективное расследование, ушли на сирийскую войну», — отмечает «Новая».

Массовые задержания зимой 2016-2017 годов прошли в Чечне после того, как 17 декабря в Грозном группа боевиков напала на силовиков. В Октябрьском районе города исламисты отобрали машину у полицейского, а когда силовики попытались перехватить их, сбили гаишника и стали стрелять. По заявлению Кадырова, в ходе спецоперации были убиты семеро предполагаемых боевиков, еще четверых задержали. По разным данным, погибли также от одного до четырех полицейских. По данным «Кавказского узла», троих госпитализированных предполагаемых боевиков убили. «Мемориал» в марте 2017 года сообщал, что в учреждениях ФСИН по Чечне задержанных участников перестрелки нет — это может быть косвенным доказательством того, что они были убиты.

После этого в Чечне начали задерживать родственников и знакомых участников атаки.

Грани