Вчера 28 октября в Париже прошла конференция, подготовленная правозащитными организациями «Comité Tchétchénie» и «Habitat-Cité», на которую были приглашены правозащитники, юристы, журналисты и активисты чеченской диаспоры.
На конференции, которую вели профессор института общественных и политических наук университета Париж-Нантер г-жа Анна Ле Юэру и президент «Чеченского комитета» г-жа Паскаль Шодо, были представлены доклады, которые добровольцы перевели на французский язык:
«Защита прав жителей Северного Кавказа в тюрьмах РФ в 2019-2020 гг.», составленный под руководством Оюба Титиева в рамках Комитета «Гражданское содействие»;
«Применение статьи УК РФ о террористическом сообществе против политических активистов«, составленный Дарьей Костроминой («Мемориал»);
«Почему жители России просят убежище в Европе?«, Светлана Ганнушкина («Мемориал» и Комитет «Гражданское содействие»);
«Северокавказские мусульмане в тюрьмах России» («Центр анализа и предотвращения конфликтов» (CAPC)).
Анна Ле Юэру представила слушателям общую ситуациюс правами человека в России, в частности в отношении чеченцев, а также политических оппозиционеров, к которым власти начали широко применять «экстремистские» статьи уголовного кодекса.
Она подчеркнула, что проделанная добровольцами большая работа по переводу будет полезна для адвокатов и правозащитников и таких государственных органов Франции, как ОФПРА и Национальный суд по правам убежища.
Она также заметила, что в отношении чеченцев действуют «особые правила». Например, после убийства учителя Самюэля Пати некоторые французские СМИ неоднократно подчеркивали чеченское происхождение убийцы, чего не делается в отношении других национальностей.
По видеосвязи на конференции присутствовал Оюб Титиев, правозащитник-чеченец, который за свою деятельность подвергся тюремному заключению по сфабрикованному делу и был вынужден уехать из Чечни.
Он ответил на многие вопросы, детально описав, что происходит с чеченцами, которых европейские страны под разными предлогами высылают в Россию. По словам Титиева не имеет значения, по какой причине их депортировали, все они оказываются под прицелом российских и особенно чеченских спецслужб. Чаще всего их ждут незаконное задержание, пытки, осуждение по сфабрикованным делам или даже смерть. Причем, по словам Титиева, такого не происходит с выходцами из других регионов.
Депортируемые чеченцы попадают в руки чеченских «силовиков», и ни одна федеральная структура не в состоянии защитить их.
Титиев подчеркнул, что Магомед Гадаев, депортированный в апреле этого года из Франции, получил по явно сфабрикованному делу относительно мягкое наказание (1,5 года колонии-поселения) лишь благодаря резонансу, который смогли поднять СМИ и правозащитники. И призвал не выпускать из-под контроля его судьбу, потому что только так есть шанс оградить его от произвола чеченских силовиков.
Он также обратил внимание, что у семьи убийцы С. Пати нет никаких сложностей в Чечне, а сам убийца был похоронен в Чечне без проблем, при том, что тела убитых в самой Чечне «террористов» власти не выдают родным и не позволяют хоронить, а их родственники подвергаются преследованиям. Паскаль Шодо объяснила это двойственной позицией Р.Кадырова, который с одной стороны борется с «исламским экстремизмом», «салафизмом», «ваххабизмом», а с другой представляет себя защитником ислама и Пророка, организовывая многотысячные митинги.
О. Титиев рассказал также о преследованиях тех чеченцев, которые уже отсидели в российских тюрьмах. Он привел несколько случаев, когда против них после фабриковали новые уголовные дела, чтобы снова лишить свободы на долгий срок. Он упомянул практику использования «засекреченных свидетелей», имена которых неизвестны, которые дают показания тайно, но суды тем не менее принимают их свидетельства.
По его словам, человек, хоть один раз попавший в поле зрения силовых структур Чечни, навсегда оказывается в опасности. В любое время он может быть незаконно задержан, подвергнуться моральному и физическому насилию, стать жертвой осуждения по сфабрикованному делу, насильственного исчезновения, внесудебной казни.
После освобождения из колонии человек, осужденный за участие в незаконных вооруженных формированиях (основанная масса чеченской молодежи, осужденной в начале 2000-х гг.) или за терроризм, находится под надзором полиции и не имеет права покидать свой район. В Чечне, где безработица составляет 70%, такие люди обречены на нищенское существование.
На вопрос могут ли находящиеся в местах лишения свободы люди в России подвергаться насилию, чтобы заставить их дать показания на тех, кто бежал в другие страны, чтобы на основании этих показаний затребовать экстрадиции этих беженцев, О. Титиев ответил, что такая практика применяется сплошь и рядом против тех, кто нашел убежище в Европе. «Если человека заставляют свидетельствовать против родного брата, то что говорить про других?» – сказал он.
Доклады на французском: