«Фигаро» с агентством «Франс Пресс»
Опубликовано 18.10.2021 в 21:30
Он стоит за беспрецедентной утечкой видео об организованных изнасилованиях и пытках в российских тюрьмах: после невероятного путешествия белорус Сергей Савельев просит убежища во Франции.
Проехав через Стамбул и Тунис, 31-летний бывший заключенный прибыл в ночь с пятницы на субботу, 16 октября, в Руасси, где AFP встретило его в воскресенье в зоне ожидания для просителей убежища. «Ему было разрешено въехать на территорию Франции, чтобы подать прошение о предоставлении убежища в течение восьми дней», — сказала AFP в понедельник вечером его адвокат мэтр Од Римайо.
Утечка видео организованных изнасилований и пыток
В начале октября невыносимые кадры изнасилования заключенного длинным шестом в тюремной больнице Саратова вызвали скандал в России. Четыре региональных тюремных чиновника уволены, и даже официальный представитель Кремля вынужден отреагировать на этот ужас. Именно в этом заведении был заключен Сергей Савельев, признанный виновным по делу о торговле наркотиками.
Здесь же, под прикрытием своих функций по обслуживанию компьютеров, он терпеливо и незаметно скачивает видеофайлы из тюрем по всей России, которые связаны между собой внутренней сетью. « Вначале они контролировали меня, затем это наблюдение постепенно ослабевало, пока не исчезло», — говорит этот хрупкий и застенчивый человек.
Неправительственная организация «Gulagu.net», опубликовавшая видеодокументы из Саратова, поясняет, что Сергей Савельев предоставил ей массу видеороликов, доказывающих системный характер жестокого обращения в российских тюрьмах. Сергей Савельев рассказывает, что ему удалось незадолго до своего освобождения в начале февраля 2021 года спрятать рядом с выходом из тюрьмы электронные носители, на которые он записывал данные. В день своего освобождения, после тщательного обыска, он сумел в суматохе массового отъезда забрать их.
Мощное средство шантажа
Один сценарий заключается в съемке сексуального насилия над жертвой, затем это видео служит для того, чтобы заставить замученного заключенного сотрудничать. Сергей говорит, что в краснодарской тюрьме с ним плохо обращались, чтобы он «сотрудничал», но с худшим он не сталкивался. И он утверждает, что никогда не участвовал в насилии в отношении других задержанных. Удары он получал «примерно раз в неделю, но не слишком сильные, чтобы не было слишком заметных синяков». Чтобы описать психологическое давление, он рассказывает такой случай: «Мой отец проехал 1000 км, чтобы принести своему сыну колбасу. Он попытался получить свидание с сыном один день, затем на следующий день, он три ночи спал в своей машине, но они его так не запустили».
Читайте также Россия: расследование после разоблачений об изнасилованиях в тюрьме
Его психолог в Минске « пришел в ужас от того, что я ему рассказывала. Он организовывал сеансы, но ничего не помогало, — говорит Сергей, — он прописал мне какие-то таблетки, потом другие, еще более сильные, но ничего из этого не принесло мне облегчения ». Спрятавший и распространивший видеоролики, иллюстрирующие эту систему, Сергей Савельев, ищущий убежища во Франции, говорит, что теперь он опасается репрессий со стороны администрации российских тюрем (ФСИН) и службы безопасности (ФСБ).
Долгое путешествие
Он говорит, что чудом избежал их в России, уверяя, что агенты предложили ему в обмен на его сотрудничество четыре года тюрьмы за «разглашение государственной тайны», а не от 10 до 20 лет за шпионаж. «Их не интересовало, что были нарушения прав человека». Чтобы спастись от них, он забирается в «маршрутку », микроавтобус, который везет его в Минск, проезжая через проницаемую российско-белорусскую границу. Поскольку существует активное сотрудничество между российскими и белорусскими правоохранительными органами, по прибытии в Беларусь в конце сентября он вылетел в Стамбул, а затем в Тунис, страны, куда виза не требовалась.
Там, на карантине в отеле, он покупает билет, чтобы вернуться в Минск с пересадкой в аэропорту »Шарль-де-Голль». Прибыв в Руасси, он прекращает путешествие и заявляет, что просит убежища. «У него профиль человека, который может стать объектом насильственного исчезновения и внесудебной казни, поэтому опасения серьезны», — подчеркивает его адвокат.