13.04.2021
Для первого выпуска «Чудес Республики » (Les Prodiges de la République – акция, организованная правительством Франции для вознаграждения людей за их вклад в общественную жизнь) департамент Канталь выбрал 25-летнюю Седу Изиеву. Эта молодая женщина, чеченка, приехавшая во Францию в 9 лет, посвящает себя разными видами полезной деятельности в департаменте.
Седа Изиева сдержанна. С естественной улыбкой, лицом, частично скрытым небольшой челкой, она не из тех, кто хочет быть замечен: «В коллеже я обычно не поднимала руку, ведь тогда весь класс поворачивается чтобы посмотреть на тебя». — вспоминает она. «Когда я отвечала правильно, учительница мне аплодировала, это еще больше меня смущало…»
И все же она внезапно оказалась в центре внимания. Впервые департаменту Канталь было предложено выбрать «Чудо Республики».
Человек, преданный другим
Под термином «Чудо Республики» Марлен Шьяппа, министр-делегат по делам гражданства, хотела вознаградить в каждом департаменте человека, преданного другим. Имя Седы Изиевой предложила Стефани Фурка, ее коллега по профсоюзу пожарных департамента. 25-летню женщину среди тринадцати кандидатов выбрало жюри под председательством префекта Сержа Кастеля как представителя людей с активной гражданской позицией в Кантале.
«Седа Изиева, благодаря своей общественной активности, особенно вписывается в рамки акции «Чудеса Республики «, цель которой подчеркнуть большую значимость молодых людей, которые выделяются своими усилиями на благо совместной жизни» — указывает префект. «Благодаря своей готовности делиться и своей гражданской активности, она сыграла важную роль в повседневной поддержке и в более широком смысле укрепила социальные связи и упрочила республиканские ценности».
«Я не могла поверить в это, когда узнала, — улыбается Седа. А потом я сказал себе, что эти 500 € я смогу использовать на помощь нашей ассоциации… »
История Седы Изиевой начинается далеко, очень далеко отсюда, в Чечне, стране в состоянии войны. Ей тогда было 9 лет, и ее родители бежали от войны. «Они решили найти для нас безопасное место», — говорит она на безупречном французском. «Наш дом взорвали, у нас ничего не осталось. У нас как раз было время бежать, прежде чем приехали танки и солдаты». Один человек привез их во Францию, и это оказался Орийак, место возле больницы. Семья осталась здесь: родители, Седа, две ее сестры и старший брат все еще живут в городе, который их встретил.
Затем пришло время приема, интеграции. КАДА (Центр приема просителей убежища) оказал помощь семье по всей административной части, которая была отягощена тем, что они потеряли в Чечне всё. Седа Изиева пошла в школу, стала адаптироваться в стране, где царит безопасность и нет войны.
«У меня был большой стресс в школе, я не решалась слишком открываться, я не знала, что сказать или не сказать, я привыкла быть осторожной. Первое время, когда над нами пролетел вертолет, я была в ужасе, фейерверки меня пугали».
На гражданской службе у пожарных
Но адаптация закончилась. Школьница усердно работала над двумя разными программами: одна общая для всех, другая – чтобы нагнать других учеников. Французский давался легко, и она даже стала лучшей ученицей в своем классе в коллеже.
И, прежде чем начать профессиональную жизнь, она принимает решение пройти гражданскую службу у пожарных. Эту деятельность она совмещает с другими занятиями: она стала переводчиком для чеченской общины в Орийаке. «Когда мы приехали, нам помогла одна семья. Поэтому, когда приезжает новая семья, я хожу с ними на рандеву. Я знаю проблему, я знаю, что людям нужна помощь в такие моменты».
А с октября она работает в офисе ассоциации « Les incomprises » («Непонятые»), которая помогает женщинам, пострадавшим от домашнего насилия; именно эта ассоциация получит награду в размере 500 евро, обещанную «Чудесам Республики». Она двигается за тонкой путеводной нитью.
«Я ненавижу насилие. Я видела его здесь, видела по всей стране. Если бы я могла уничтожить все насилие, я бы это сделала».
Она вспоминает один эпизод: она дома, в квартире наверху шум, она подозревает ссору. Сообщает в полицию, но когда полицейские приезжают, шум, конечно, стихает… потом начинается с новой силой. «Я сказала брату: «На этот раз я сама пойду наверх!» Когда мы позвонили, никто не ответил, а когда вошли, увидели, как муж бросил в жену стул. Она хотела, чтобы он ушел из квартиры, поэтому мы остались, пока он не ушел. Сегодня в ассоциации я могла бы предложить ей экстренное жилье …».
Она желает получить французское гражданство
Сегодня она готовит документы для получения французского гражданства. И о получении награды в стране, которая ее приняла, Седа говорит: «Конечно, я обрадовалась. Когда Стефани Фурка отправила досье, я была настроена пессимистично, я не думала, что меня выберут. «
«Я помогаю другим, но считаю, что это нормально, я думаю, что все должны это делать!»
Не претендуя на что-то, она также отмечает, что через нее было привлечено внимание к чеченской общине Орийака, у которой не всегда хорошая репутация. «Иногда, когда меня спрашивают о происхождении, я отвечаю, что это не очень важно». Она сожалеет, что люди склонны считать всех чеченцев одинаковыми. «Бывает, что мне говорят: «До встречи с тобой я не думал, что чеченцы такие…» Так что вот некоторые общепринятые идеи, которые могут разбиться вдребезги: Седа Изиева теперь — чудо республики.
Пьер Шамбо
Молодец, Седа, так держать!
Опять как обычно положительные новости – от наших девочек. Где наши парни?