Тергам: Ас саламу Iалайкум ва рахьматуллахIи ва баракатухI, Аслан.
Расскажи немного о себе: возраст, образование, семья, род деятельности.
Муртазалиев: Ва Iалайкум ас саламу рахьматуллахIи ва баракатухI!
Прежде всего, я хотел бы начать с того, что после совершения малого хаджа 2017 году, я сменил своё имя на Мухаммад, и предпочитаю, чтобы меня так именовали, хотя по паспорту я всё ещё остаюсь Асланом.
Рассказывать о себе всегда непросто. Я вырос в Грозном, там же закончил десятилетку. С раннего детства вместе со старшими братьями, занимался классической борьбой, но не проявлял особых успехов в этом виде спорта. Моей страстью был футбол, но меня не пускали им заниматься, так как этот вид спорта не был популярным в нашем обществе. Так моя детская мечта так и оставалось мечтой, пока я не вырос. Мой друг, который не изменял своим целям с детства, являлся уже профессиональным футболистом, который и помог мне, организовав мне просмотр. Так, пройдя за короткий период некоторый процесс, я смог добиться очень хороших результатов и в 1994 году я подписал свой первый и, к сожалению, единственный профессиональный контракт футболиста. Вообще моё поколение очень сильно пострадало от войны. Для нас это было время становления, но последующие две войны перечеркнули наши планы на жизнь. Также на первом же курсе я бросил учёбу в техникуме.
В 1998 г. я поступил в пединститут, но вмешалась вторая война, и мне опять не удалось закончить учёбу.
В конце 2003 г. я переехал в Европу. Изначально намеревался поехать в Париж. Книги Александра Дюма способствовали этому. Но у меня банально не хватило денег и я очутился в 2004 г. в Австрии. С 2011 года я уже являюсь гражданином Австрии. Вначале с изучением языка, да и в остальном, приходилось трудно, так как интеграционная программа для беженцев была неэффективна, но с горем пополам мне удалось перешагнуть этот барьер.
В конце 2012, после депортации одного нашего соотечественника, я впервые столкнулся с общественной деятельностью и погрузился в неё с головой, хотя это и было от безысходности. Уже после этого инцидента мы решили, что нужно себя защищать. Вдохновителем этой идеи была одна правозащитница немецкого происхождения. Уже в начале 2013-го мы зарегистрировали организацию «Виндекс — защита и убежище». В эту организацию вступили кроме чеченцев и люди из числа местного населения. Я являлся зампредседателя этой организации с момента её создания и до марта 2020 года. В этой организации я занимался юридическими консультациями в области убежища и переводами.
Также по рекомендации моего соратника из нашей организации, который являлся директором клуба австрийской партии «Зелёные», я вступил в эту партию, в которой состою и по сей день. Также от партии «Зелёные» я баллотировался в городской совет, в котором до сих пор и состою.
В 2018 г. я получил образование в области управления, где основной упор делался на психологию и управление группой людей и методику общения с людьми. Эта учёба очень помогла мне справиться и с самим собой, потому что как человек, прошедший войну, я нуждался в некой терапии, которая помогла бы бороться с тяжелыми воспоминаниями.
Также после ряда некоторых конфликтных событий в Европе с участием наших соотечественников, мы создали в 2015 чеченскую общественно-культурную организацию «Бодензее». Меня избрали председателем организации, а так как я был также и членом организации «Виндекс», мы успешно работали в тандеме, создавая очень полезные проекты. Особо активизироваться пришлось в период начала войны в Сирии. По причине оттока наших соотечественников на эту войну власти Австрии начали сильное давление на наше общество. Также мы создавали проекты в области культуры, интеграции и социальные проекты. Часто получали запросы на определённые информационные проекты от мэрии и администрации, в которых мы разъясняли законы и принципы интеграции.
В 2019 году администрация города мне предложила преподавать родной язык в начальных и средних школах. В данный момент я преподаю в трёх разных городах в нашем регионе.
Тергам: Мухаммад, расскажи об организации «Ассамблея Чеченцев Европы»: когда она была создана, кем, с какими целями?
Муртазалиев: Я вместе со своими соратниками всегда занимался локальными проблемами, пока 23 февраля 2019 года нас не пригласили на учредительный съезд Ассамблеи Чеченцев Европы. Инициаторам создания Ассамблеи является общественно-политическая ассоциация «Барт-Маршо», также они являются членами Ассамблеи наравне и со всеми другими её членами. В подготовке первого съезда они проделали огромную работу.
В процессе принятия меморандума, обсудив этот вопрос с членами нашей организации «Бодензее», мы тоже поставили свою подпись, тем самым став учредителями Ассамблеи Чеченцев Европы.
О целях и задачах Ассамблеи сказано очень много, также и на вашем канале. Однако хочу объяснить это кратко в более доступной форме.
Ассамблея Чеченцев Европы — это сообщество, членами которого являются активисты, занимающиеся проблемами нашего общества. Наше общество разбросанно по всем странам Европы и мы вынуждены объединять наши силы и координировать наши действия, именно это нам даёт Ассамблея.
Тергам: Какова численность, какие основные направления работы?
Муртазалиев: В состав Ассамблеи входят бывшие политики, активисты, авторитетные люди нашего общества, которые стояли у истоков становления нашей республики и ветераны двух войн. Очень много участников из числа молодых деятелей, которые лучше понимают современные методы. Подписантами были 63 деятеля и организации (в составе которых много своих членов) из 11 европейских стран. Также очень много организаций и отдельных деятелей с нами кооперируют и сотрудничают.
На втором съезде, прошедшем 22 февраля 2020 года, меня избрали координатором Ассамблеи.
Определять направление в работе пришлось опять-таки исходя из ситуации. События, происходящие в Европе, часто оборачиваются против нашего общества, и мы вынуждены защищать себя. Поэтому на данном этапе работа направлена против стагнации, на защиту прав человека, на консультации в юридических аспектах, работу с адвокатами, ну и конечно в медиа и в соцсетях. Также мы начали курсы французского языка и планируем курсы чеченского языка.
Планируем проводить лекции на актуальные темы, встречи студентов, молодёжные вечера, дискуссии на религиозную тематику.
В перспективе хотелось бы больше удалять внимание созидательной работе в области нашей культуры и интеграции, а также работе с нашей молодёжью.
Наш главный офис находится в Страсбурге, но мы также пытаемся создать филиалы, один уже в процессе регистрации, а второй только готовится.
Тергам: Как идет работа вашей организации, с какими трудностями вы сталкиваетесь?
Муртазалиев: В работе трудности, конечно же, возникают часто. Во-первых, мы неправительственная организация, у нас нет финансирования, наши руководители не получают материальной поддержки. Также мы сталкиваемся с трудностями из-за того, что мы разбросаны по разным странам и городам. Кроме этого мы не можем посвящать этой деятельности всё своё время, так как есть официальная работа, семья, дом и т.д.
Тергам: Мухаммад, сегодня чеченцев во Франции беспокоит негативный имидж, который сформировался вокруг нас после событий в Дижоне и Ницце, и особенно после убийства молодым чеченец учителя С. Пати в октябре этого года. Что ты можешь сказать по этому поводу, какую работу вы ведете, что делать простым чеченцам, чтобы противостоять этому негативному имиджу?
Муртазалиев: Ситуация во Франции особо тяжела для наших соотечественников. Инциденты в Ницце, о которых очень резко высказывался мэр этого города К. Эстрози, усугубили нашу ситуацию и мы опять оказались в роли радикальных национальных групп, хотя по сути являемся жертвой. После этих событий, как известно, было подано более 400 жалоб на мэра и также членом нашей Ассамблеи, ассоциацией «Барт-Маршо» посредством известной французской организации «Лига прав человека», против Эстрози был подан иск.
На фоне этих событий произошёл инцидент в Дижоне. В ту же ночь нам сообщили о ситуации. Молодые люди, устав от этого беспредела, решив сами себя защитить, начали стихийно собираться в группы и отправляться в Дижон для восстановления справедливости. Были созданы whatsapp-группы для координации действий. Я, Джамбулат Сулейманов и Мохьмад Гадаев, также попали в эти группы, и мы пытались всячески предотвратить хаотичные действия, но толпа уже становилась неуправляемой. Мохьмад из города Доль, с которым мы были на связи, находился непосредственно на месте и смог хоть в какой-то мере предотвратить катастрофу и взял на себя всю ответственность за тот инцидент. Как мы знаем, он до сих пор находится под следствием. Ассамблея также участвовала в сборе средств для адвокатов, тогда четверо находились в заключение, позже одного освободили. Мы также ездили с Джамбулатом Сулеймановым к семье Мохьмада. На сегодня их ситуация очень плачевна.
Самое главное то, что эти события дали цепную реакцию и в последующих ситуациях наши молодые люди ввели эту практику самосуда и в конечном счёте это обернулось против нас самих. Власти начали гонения против нас, вместо того чтобы наказывать зачинщиков и провокаторов.
Тергам: Самая острая тема, которая волнует также читателей нашего сайта tergam.info, это наши соотечественники, которые попали в списки «радикализированных», и теперь им грозит депортация в Россию. Вам известно число таких людей и где они находятся?
Муртазалиев: Убийство учителя С.Пати под Парижем поставило точку в вопросе с чеченским обществом и поместило нас в разряд террористов.
Описывать и анализировать этот случай сложно. Простому обывателю из Европы это всё сложно понять, они такого мнения какое им подают правительство и СМИ. Однако для чеченцев, прошедших все эти этапы, всё это очевидно.
Именно такими методами российские спецслужбы сделали чеченцев террористами в глазах мирового сообщества и начали против нас свою позорную войну.
Всё это можно долго обсуждать, но пока мы не начнём делать правильные выводы, мы не выберемся из этой ситуации.
Очень возможно, что многое взаимосвязано (это моё личное мнение).
В конце концов сегодня, приписывая нам терроризм и религиозный экстремизм, наших соотечественников начали депортировать. Со своей стороны мы пытаемся с этим бороться, но это практически невозможно. Мы просто не успеваем и не хватает средств для подключения юридических сил.
Тергам: Есть ли уже реальные случаи, когда чеченцев из этих списков депортировали? Если да, то какова их судьба, что с ними случилось после прибытия в Россию?
Муртазалиев: Идет множество депортаций. 3 декабря из Вены отправили 27 человек. В Москве их на месте допрашивали спецслужбы. Один из них после допроса пропал без вести. 31 декабря готовится ещё один чартерный рейс из Вены.
Также во Франции много наших отправлены в депортационные лагеря и тюрьмы. Кстати, Мохьмад Гадаев тоже приговорён к депорту.
Тергам: Что сделано и что делается вашей организацией, чтобы не допустить депортацию чеченцев в Россию?
Муртазалиев: По мере возможности мы пытаемся помочь, посредством правозащитников, журналистов, юристов. Также написали даже президенту и министру внутренних дел Франции (мы публиковали письмо на нашем ресурсе). Нам ответили и сказали, что устроят диалог, однако когда это будет неизвестно.
Вдобавок ко всему, ситуация с пандемией связывает нам руки. Иначе мы могли бы организовывать митинги, пресс-конференции, пикеты.
Тергам: Что находящиеся в Европе, в частности во Франции чеченцы могут сделать для помощи этим людям?
Муртазалиев: Что сказать и что посоветовать? Мы должны прежде всего перестать совершать ошибки. Те, кто имеют криминальное прошлое, первыми попадают под удар. Исправные плательщики налогов являются угодными гражданами. Нужно перестать писать провокационные высказывания в соцсетях. Те, кто ездят домой, особенно те, кто находятся на соцобеспечении, также попадут в список нежелательных.
Ну а если вы уже попали в список депортируемых, то обращайтесь к правозащитникам, к адвокатам. Не нужно бояться огласки, наоборот этому нужно дать резонанс. Если вы не знаете, как действовать, то обращайтесь к нашим диаспорам на местах, главное не молчать. Даже после депортации нельзя опускать руки, нужно через правозащитников в России продолжать защищать себя, отстаивать свои права.
А всем нашим соотечественникам нужно перестать быть равнодушными к нашим бедам, перестать злорадствовать: мол, заслужил. Мы на грани национальной катастрофы, а если кто-то даже и ошибся, то всё равно, кара не должна быть столь суровой. Мы знаем, что станет с теми, кого депортируют.
Предлагайте свою помощь тем, кто в ней нуждается, связывайтесь с диаспорами. Перестаньте, наконец уже, думать, что все жулики. Берегите себя и своих детей от провокаторов и вербовщиков, они есть и среди чеченоговорящих.
Надеюсь, что Аллах выведет нас из этой ситуации и всё это обернётся для нас благом.
Нет силы и могущества ни у кого кроме Аллаха.
Тергам: Мухаммад, мы благодарим тебя за это интервью. Дела реза хийла хьуна! Надеемся, что наше сотрудничество продолжится на благо чеченскому народу.
Муртазалиев: Также хочу поблагодарить ваш канал за вашу деятельность.
МашаАллах1, Мухьаммад ч1ог1а дик вистхилла. Очень грамотный человек, умеет четко высказывать свои мысли. Дала т1аьхье беркте йойл. Побольше бы таких умных ребят
Аллах1 реза хуьлда, Заира.
Присоединяйся, у нас есть уже и женский раздел, в стадии становления пока, но наладим скоро…)
Да не сможем мы объединиться. У нас одни атеисты, другие мусульмане, другие сектанты — индейцы…
Атеистам пофиг на чеченцев, они ассемилируются.
Сектанты адаптируются под все на свете.
Мусульмане хотят жит в мире, практикуя свою религию
Все это один народ.
Мне кажется нам, чеченцам в Европе, не стоит пытаться объединиться, а лучше все усилия направить на правозащитную и гуманитарную деятельность. А насчет объединиться — это да. Тут я с тобой согласен, это невозможно.
Хоза, если мы даже не будем пытаться это сделать, то будущее поколение мы обречём это нести дальше. Кто-то должен это наконец сделать.
Сможем иншаа Аллах. Просто нужны подходящие условия , а они скоро будут инша Аллах
Это только начало пути, чеченцы должны объединяться, иначе мы просто погибнем. Нас уничтожает Россия веками, и в Европе теперь тоже хотят устроить Холокост с этими депортациями.
Мухьаммад, Аллах1о аьтто бойла шуна. Нам как воздух нужны сейчас мудрые образованные культурные лидеры среди молодежи.
Аллах1 реза хуьлийл сан ваш.
Да, нужны, но себя я к молодым не отношу, да и до мудрого далеко )))
Очень полезные советы для наших соотечественников чеченцев. Спасибо тебе Мухьаммад.
Такая благодарность очень приятна, это мотивирует. Тебе тоже спасибо, Заур, за приятные слова
Дала аьтту бойл. Только хотелось бы по конкретней, что было сделано для защиты людей, ожидающих депортацию, и что мы можем сделать, чтобы им помочь.
Аллах1 реза хуьлда, Хоза.
В таком формате трудно передать всю информацию проделанного.
Я и так исчерпал лимит в своём интервью)
Радуют такие люди как Мохьмад, сказал кротко но при этом информатифно
Спасибо, Прохожий
Мохьмад ДАЛ АЬТТО БОЙЛА шу дикч хуман тьяхь
Амин, Нахчо. Аллах1 реза хуьлийла
Делахь, если бы таких как Мухьаммад было бы много у нас, то было бы куда лучше наше положение.
У нашей молодёжи есть этот потенциал, чтобы стать даже лучше нас.
Сказал мои мысли. Актуальные вопросы и правильные ответы .
Видно человек грамотный, Дала атто бойла хьа Мохьмад, Дала т2ахье беркате йойла .
Амин Мохьмад, Аллах1 реза хуьлда.