«Тергам»: Ас саламу алейкум, Басхан.
Басхан: Ва алейкум ас салам ва рахматуЛлахи ва баракатух.
«Тергам»: Все мы встревожены событиями, произошедшими в Дижоне и Ницце, и которые привлекли внимание СМИ Франции. Хотелось бы узнать побольше о ситуации в Ницце после стрельбы, которая произошла в районе Лизерон в ночь с 14 на 15 июня, когда наркоторговцами были ранены несколько чеченцев.
Сколько на сегодняшний день задержанных чеченцев по этому делу в Ницце?
Басхан: Хвала Аллаху, все наши ребята, которые были задержаны полицией, уже на свободе.
«Тергам»: А что ты можешь сказать по ситуации с ранеными?
Басхан: В ту ночь ранено было 4 члена нашей общины, два из них тяжело, и сегодня один из них по-прежнему находится в больнице.
«Тергам»: Далла маршалла дойла царна. А что с семьей, в которой пострадали от дилеров 3 брата?
Басхан: Мы собирали деньги на оплату их адвоката, чтобы он защищал их права как пострадавших. Сегодня этот сбор уже фактически завершен. В общем могу сказать, что с юридической стороны сделано все необходимое.
Если нашим раненым тоже понадобится юридическая помощь, то мы объявим общий сбор средств на оплату услуг адвокатов и для них.
«Тергам»: По поводу вашей встречи с мэром. Как вы оказались на этой встрече, как получили приглашение?
Басхан: Утром в среду в 9 часов мне позвонил помощник директора канцелярии мэра (Directeur Adjoint de Cabinet du Maire) Жан Поль Давид и пригласил меня на 15:30 на встречу с моей командой. Я позвал с собой туда Гулаева Заурбека, председателя «Совета старейшин» и Нуру Макаеву, президента ассоциации «Кавказ Франция» (Caucases France). В мэрии мы встретили Шамиля Шамханова с двумя товарищами. Также я пригласил нашего журналиста Майербека Абуязидов и оператора Магомеда Ахмадова, потому что хотел, чтобы встреча была записана на видео. (В скобках замечу, что г-н Эстрози не захотел, чтобы велась съемка).
«Тергам»: Сколько встреча длилась?
Басхан: Два часа.
«Тергам»: Какие вопросы вы обсуждали?
Басхан: Мы объяснили г-ну Эстрози, что наш народ требует от нас добиться объяснений и опровержения слов, сказанных им в адрес чеченской диаспоры.
Г-н Эстрози уходил от ответа, как это обычно делают политики, когда им ставят неприятный вопрос. Два раза мы прямо от него потребовали объяснений, но он все же ушел от ответа.
Он также подчеркнул, что до сих пор он был доволен отношениями с нашей общиной и надеется на такое же хорошее продолжение. И я должен признать, что он оказывал нам до сих пор немало поддержки, в частности, в делах нашей новой мечети.
Мэр попросил нас представить наши требования в письменном виде, и сказал, что он на них ответит.
И я видел, что он чувствовал себя неловко на этой встречи из-за того, что сказал BFMTV в адрес чеченцев.
Но, в общем мне кажется что встреча закончилась вничью, если так можно сказать.
На следующий день г-н Жан Поль Давид вызвал меня и Заурбека Гулаева и предложил нам начать отношения с чистого листа. Мы сказали, что время покажет, потому что понимаем, что все это может быть вызвано приближающимися муниципальными выборами. В общем, мы намерены следить, как они будут выполнять свои общения
«Тергам»: Вы не задали мэру вопрос, почему, будучи лично знакомым с вами, он не связался с вами и позволил себе сделать такие оскорбительные («чеченская община борется за монополию…») и невежественные («Чечня – страна-сателлит…», «Россия – демократическое государство») заявления?
Басхан: Нет, честно говоря, для нас это общение было нелегким, и этот вопрос мы не задали. Со мной на связи находится работник мэрии, которому я позвонил в самом начале проблем, но Эстрози спросил меня почему я не позвонил именно ему. То есть он, по-видимому, чувствует свою вину, и пытается как-то выйти из этой ситуации без потерь для себя.
«Тергам»: Почему мэр до сих пор не извинился?
Басхан: Потому что, насколько я вижу ситуацию, он по политическим причинам не хочет делать это до выборов. И я думаю, что после выборов 28 июня он предпримет шаги по исправлению ситуации и переводу наших отношений на новый уровень.
«Тергам»: Как ты оцениваешь итоги встречи?
Басхан: Я не сомневаюсь, что чеченцы одержали победу в этой ситуации, что бы ни говорил мэр. Мы боремся за истину, все знают, что наркотики зло. Теперь средства массовой информации сообщили об этом всей Франции, но людям надо время, чтобы осознать это, пересмотреть укоренившиеся стереотипы, принять, что в нашем народе наркотики являются одним из самых порицаемых занятий.
«Тергам»: Все заметили массированное присутствие французских СМИ после событий в Лизероне. Было дано много интервью, прошло много встреч с журналистами. Как вам удалось этого достичь? Ведь раньше СМИ не баловали нас своим вниманием.
Басхан: За последние годы у меня уже накопились связи с журналистами. Мне удалось связаться с ними по этим событиям и пригласить их в Ниццу в эмпасс де Лизерон. Алжирский национальный канал ENTV также связался с нами, и собирается даже снять фильм про чеченцев.
Также большую помощь оказала наша соотечественница Хеда Индербаева (Heda Inderbaeva), которая связалась со мной, с который мы обсудили наши проблемы и которая приложила много усилий в сфере информационного освещения конфликтов в Ницце и Дижоне во французских СМИ.
Также хочу поблагодарить всех, особенно нашу молодежь, которая приняла активное участие в информационной работе на благо нашего общего дела.
«Тергам»: Отмена митинга в Ницце, запланированного на 20 июня, и твои тревожные сообщения с призывами быть осторожнее из-за арестов чеченцев, участвовавших в «зачистке» Дижона — они связаны между собой?
Басхан: Для отмены митинга у меня было несколько причин.
Во-первых, Префектура, предложила соблюдать меры предосторожности из-за эпидемии COVID-19, и я счел более правильным прислушаться.
Во-вторых, была серьезна информация, что нас могут спровоцировать представители других общин.
В-третьих, Префектура сама могла отменить этот митинг, но я решил опередить их и сделать жест доброй воли, тем более, что ещё в пятницу Префектура не дала своего разрешения на его проведение.
В-четвертых, в Ницце итак из-за предстоящих муниципальных выборов политическая ситуация напряженная, и я не хотел, чтобы чеченцы стали элементом усиления этого напряжения.
«Тергам»: Планируете ли вы подавать на г-на Эстрози в суд за клевету, содержащуюся в его заявлениях? Что вообще сделано и какие действия планируются в связи со сложившейся ситуацией?
Басхан: Пока мы не приняли окончательное решение по поводу иска.
В четверг мы провели собрание диаспоры, на котором Шамиль Шамханов был избран моим помощником по ситуации с г-ном Эстрози. Шамиль сформировал команду, в которую вошли юристы, специалист по связям с общественностью и другие наши молодые профессионалы.
На счет дальнейших действий, мы планируем по-прежнему защищать права и свободы наших соотечественников всеми разрешенными законом путями.
«Тергам»: Сегодня в Лизероне, как сообщают жильцы, полиция почти всё время присутствует, проводятся рейды, наркотрафик хоть и не прекратился, но ушел в подполье. Тем не менее жители района, причем не только чеченцы, боятся, что после муниципальных выборов 28 июня полиция будет выведена из района, наркоторговля восстановится в полном объеме и угроза безопасности для жителей со стороны криминальных элементов возрастет. Будете ли вы в таком случае добиваться от властей установления постоянного полицейского пункта в Лизероне или принятия каких-то других мер?
Басхан: Мы будем требовать от властей защиты и безопасности для наших соотечественников, как и для всех остальных мирных людей где бы они ни проживали.
Дел рез хил шун, первое объяснение того, что произошло. Молодцы ребята
Эстрози ответит за свои слова или нет, вы собираетесь в суд подавать?