В последнее время наша диаспора пережила волну задержаний и арестов молодых ребят. Часто ни они, ни родители не бывали готовы к столкновению с правоохранительной системой. Поэтому мы решили немного объяснить, как эта система работает в таких случаях.
Garde à vue
Итак, к вам домой пришли (или вломились) полицейские, задержали и увезли с собой кого-то из членов семьи.
Этот первоначальный арест называется garde à vue.
Полиция должна предоставить задержанному бесплатного адвоката (avocat d’office), если задержанный его запросит.
Если близкие не наняли задержанному платного адвоката, то ему не надо отказываться от услуг бесплатного адвоката, потому что avocat d’office это не российский предоставляемый властями адвокат, работающий на полицию против своего клиента. (Во всяком случае пока еще во Франции до этого не дошло).
Для чего нужен адвокат?
Он будет присутствовать на допросах и наблюдать, чтобы не происходили грубые нарушения законности. А в отсутствие адвоката есть риск, что полицейский следователь прибегнет к противозаконным методам (конечно, не пыткам) для достижения своей цели.
Если у родственников есть адвокат, которому они доверяют, то его можно подключить и на этапе garde à vue. Но, в принципе такой адвокат на этом этапе не обязателен, так как он не может оказать решительного влияния на процесс. И не надо думать, что если вы наймете дорогого или известного адвоката, он чудесным образом, как в американских фильмах, вытащит человека из под ареста.
Всё будет зависеть от самого задержанного, а точнее его показаний, ответов на вопросы и того, что он сделал, и что ему инкриминируют.
Если он подозреваемый по какому-то делу, полицейский следователь (enquêteur) на основании его показаний и улик, которые есть у полиции, будет решать, оставить его под стражей или освободить.
Например, если человека задержали по подозрению в участии в преступном сообществе (association des malfaiteurs) из-за того, что он общался (в том числе через соцсети и мессенджеры, с чем мы часто сталкиваемся в последнее время) с членами этого преступного сообщества, но на допросе он сможет убедить полицейского следователя, что общался с этими людьми, не зная об их преступной деятельности, то, скорее всего, он будет освобожден в течение 48 часов или 4 суток (максимальный срок garde à vue по делам, связанным с терроризмом).
Человек в это время находится обычно в ближайшем к его местожительству комиссариате. Полиция часто скрывает место содержания задержанного, и если родственники придут в ближайший комиссариат, то им, скорее всего скажут, что «такого здесь нет». Но информацию о местонахождении задержанного полиция обычно сообщает его адвокату.
Mise en examen
Если в течение периода garde à vue (4 суток по «террористическим» делам и 2 суток по другим) задержанный не сможет убедить полицейского следователя в своей непричастности к инкриминируемому ему преступлению, то его дело будет передано полицией на рассмотрение судебному следователю (juge d’instruction) и начнется этап, называемый mise en examen.
Тут уже ситуация меняется кардинально, сроки задержания уже больше (от 4 месяцев до 3 лет). В этот период нужен хороший адвокат, который ответственно подойдет к делу и будет на связи с семьей задержанного, чтобы координировать действия.
Задержанный будет переведен в тюрьму (maison d’arrêt), которая может оказаться далеко от дома в зависимости от дела. Если задержанный проходит по делу о терроризме (как это часто бывает с нашими соотечественниками), то он будет находиться в одной из парижских или подпарижских тюрем.
Насколько часто будут допросы на этапе mise en examen (audience) зависит от самого дела, количества фигурантов и количества вопросов. Первый допрос может быть через 2 месяца после задержания, а всего их может быть от двух до четырех. Вопросы судебный следователь формулирует так, чтобы получить четкие короткие ответы. Сами вопросы могут быть наводящими, проверяющими показания других людей, и задержанный сам может не понять, что подтвердил или наоборот опроверг показания другого подследственного. Например, кто-то проходящий по делу сказал, что такого-то числа в таком-то месте вы вместе пили чай. А вас следователь спросит, что вы делали такого-то числа в таком-то месте, проверяя, насколько вы оба правдивы.
Естественно, задержанный должен стараться раскрыть суть своего ответа. Но имейте в виду, что ответ больше 30 секунд будет прерван, следователь не допрашивает вас, чтобы слушать вашу болтовню.
На всех допросах должен присутствовать адвокат.
Задержанный и арестованный (то есть в период gadre à vue и mise en examen) имеет право не отвечать на вопросы следователей вообще, или на какие-то отдельные вопросы (которые могут быть вопросами-ловушками). Но надо понимать, что отказ от ответов будет рассматриваться как попытка скрыть свою вину, а не страх быть несправедливо осужденным (что обычно бывает в России).
Разница между бесплатным адвокатом, предоставляемым государством, и адвокатом, которого нанимаете вы сами:
— «Бесплатный» часто подходит к делу не очень ответственно, потому что эта работа не его выбор, а обязанность перед государством отработать какое-то количество часов в качестве avocat d’office. При этом сам по себе это может быть очень хороший специалист, но так как его труд в данном случае не оплачивается, он не будет особо мотивирован.
— Важно отметить, что «бесплатный» адвокат будет меняться со сменой места нахождения задержанного, при первоначальном задержании будет один, а при нахождении в тюрьме уже другой.
— Минус бесплатного адвоката также в том, что вы можете просто не знать, кто является «бесплатным» адвокатом вашего задержанного члена семьи, если полицейские не скажут вам и не укажут вам на него или он сам с вами не свяжется, потому что многие наши соотечественники не очень хорошо владеют языком, плохо ориентируются в юридической системе, и всё это осложняет контакты с полицией и адвокатом.
Ваш же адвокат – это адвокат, которого вы сами выбираете, с которым вы поддерживаете связь, требуете от него отчета о его работе, с которым координируете действия и т.д. Вы сами можете решить заменить его на другого, кого опять-таки вы сами захотите.
Плюс бесплатного адвоката: на этапе начального задержания (garde à vue) он будет контролировать соблюдение законности и, если задержанный на этом этапе будет освобожден, то вам не придется тратить немаленькие деньги (от 500 до 1000 евро) на адвоката.
Минус платного адвоката – расходы, которые в случае затяжного дела могут достичь нескольких тысяч евро. При этом надо иметь в виду, ни один добросовестный адвокат не даст гарантий, что он выиграет дело. Естественно, ни одни адвокат не будет делать ничего противозаконного.
На этапе mise en examen, арестованного будет допрашивать и вести следствие так называемый судебный следователь (juge d’instruction).
Связь с волей
Задержанному желательно установить связь со своими домашними (или теми людьми, кто помогает ему с воли). Надо заранее запомнить несколько (хотя бы 2) номеров и адресов близких людей. В самой тюрьме есть телефон и почтовая связь, а также социальный работник. Официальная связь налаживается долго, в отличие от нелегальной, которая также есть в тюрьме. Связь нужна для моральной поддержки и выяснения ситуации, чтобы выбрать наиболее правильную линию поведения.
Если даже задержанный не сможет связаться с волей, его домашние должны вести себя наиболее адекватно, потому что хотя во Франции еще нет таких грубых нарушений законов, как в России, мы все уже видели, что в отношении чеченцев власти этой страны нарушают свои же законы и правила (например, как в деле Магомеда Гадаева). Как сказал адвокат Мурад Мусаев, «Быть чеченцем это не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство», и теперь, похоже, это стало правдой и во Франции.
В заключении я благодарю всех, кто помогал в работе над этим текстом, и прошу вас, если вы встретили какие-то ошибки или считаете выжным что-то добавить, сообщить об этом в комментариях на сайте или другим способом.